Латвийский «Поток» запрещен к показу в России и Беларуси решением создателей

0

Оскароносный анимационный фильм «Поток» (Flow) латвийского режиссера Гинтса Зилбалодиса официально запрещен к показу на территории России и Беларуси. Такое решение принято создателями картины совместно с дистрибьюторской компанией Charades еще до премьеры фильма, однако стало широко известно только сейчас.

Как подтвердил продюсер и соавтор сценария мультфильма Матисс Кажа, соглашение с дистрибьюторами изначально исключало показы в странах Союзного государства. «Мы свяжемся с кинотеатрами, которые незаконно демонстрируют фильм в России и Беларуси, и постараемся прекратить эти показы», — заявили представители компании Charades, отвечающей за международный прокат фильма.

Несмотря на наличие запрета, «Поток» широко демонстрировался в белорусских кинотеатрах в феврале 2025 года и, согласно актуальным афишам, показы продолжаются в Минске и ряде других городов. Фактически это ставит кинотеатры, уже включившие мультфильм в программу, в сложное положение — теперь их деятельность может быть расценена как нарушение авторских прав.

«Поток» стал первым латвийским фильмом, получившим премию «Оскар», что делает ситуацию с запретом особенно заметной в медийном пространстве. Картина была отмечена наградой Американской киноакадемии как лучший анимационный фильм года, получив признание международного сообщества киноэкспертов.

Искусство как инструмент политики

Запрет показа «Потока» в России и Беларуси поднимает более широкий вопрос о взаимосвязи искусства и политики. Получив международное признание, латвийский мультфильм превратился не только в культурное явление, но и в объект геополитических отношений.

Подобная практика отказа от демонстрации произведений искусства на определенных территориях становится все более распространенной в современном мире. Однако это заставляет задуматься об эффективности таких мер: достигают ли подобные запреты своих политических целей или просто лишают аудиторию доступа к значимым произведениям?

Ситуация с «Потоком» особенно показательна из-за того, что фактические показы уже состоялись. Зрители в Беларуси уже познакомились с произведением, оценили его художественные достоинства, и теперь им сообщают, что они не имели права этого делать. Это создает противоречивую ситуацию, в которой страдают не только кинотеатры, но и киноиндустрия в целом.

Исторически искусство часто служило мостом между народами даже в самые сложные периоды политических противостояний. Культурный обмен нередко оставался единственным каналом диалога, когда все остальные пути коммуникации были закрыты. В этом свете решение авторов «Потока» выглядит как шаг в противоположном направлении.

Вопрос о том, может ли и должно ли искусство оставаться вне политики в современном мире, остается открытым. Но очевидно, что каждый новый случай использования культурных произведений как инструмента политического влияния усиливает общую тенденцию к культурной изоляции и разделению.

Пока неясно, удастся ли дистрибьюторам прекратить показы мультфильма в Беларуси и какие последствия это будет иметь для кинотеатров. Однако сам прецедент запрета международно признанного произведения искусства уже стал частью более широкого процесса политизации культуры, который, кажется, только набирает обороты в современном разделенном мире.

Digital Report
Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Leave A Reply