«Война с геймпадами»: почему запрет ЕС на игровые контроллеры не повредит России

0

Евросоюз расширил санкционные меры против России, включив в последний, 16-й пакет ограничений запрет на поставки игровых консолей и контроллеров. Официальный Брюссель, утвердивший новые санкции 24 февраля 2025 года, обосновал это решение возможностью использования таких устройств российскими военными для управления беспилотниками. Одновременно санкции затронули 74 судна «теневого флота» и ввели ограничения на транзакции через российскую СПФС. Насколько обоснованы эти опасения с технической точки зрения и как на самом деле повлияет запрет на российский рынок?

Что попало под запрет

Согласно документам Еврокомиссии, под запрет попали все виды игровых контроллеров: от стандартных геймпадов для консолей PlayStation и Xbox до специализированных устройств управления для авиасимуляторов. В санкционный список включены:

  • контроллеры для видеоигр
  • игровые контроллеры
  • контроллеры лётных симуляторов
  • геймпады
  • джойстики
  • иные устройства ввода для видеоигровых консолей или развлекательных систем

Политические мотивы и технические обоснования

Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кая Каллас неоднократно заявляла, что джойстики PlayStation и Xbox адаптируются российскими военными для управления FPV-дронами, применяемыми на фронте. В качестве доказательств европейские чиновники ссылаются на видеоматериалы из социальных сетей, где якобы зафиксировано такое использование.

Однако технический анализ показывает, что геймпады существенно уступают специализированным пультам управления типа Radiomaster по функциональности и чувствительности. Более того, архитектура современных консолей хотя и содержит потенциально мощные компоненты (процессоры AMD Zen 2 в PlayStation 5 и Xbox Series X обеспечивают вычислительную мощность 10,28 терафлопс), их практическое применение в военных целях ограничено проприетарными операционными системами и отсутствием открытых программных интерфейсов.

«Взлом защищённых систем Xbox требует больше ресурсов, чем использование Raspberry Pi», — подчеркнул технический директор IT-компании «Кодекс» Иван Петров, комментируя реальные возможности адаптации игровых устройств для военных задач.

Возможности и ограничения двойного использования

Несмотря на опасения европейских чиновников, практическое применение игровых контроллеров для управления боевыми дронами сталкивается с серьезными техническими барьерами. Эксперты отмечают, что джойстики PlayStation и Xbox не обеспечивают необходимой точности для управления ударными БПЛА типа «Бекар» или «Ланцет».

Интересно, что единственным документально подтвержденным случаем применения консольных технологий в военной сфере стало использование Xbox 360 в американской системе противоракетной обороны THAAD для обработки радарных данных, но это считается исключением, а не правилом.

Экономическая целесообразность использования игровых контроллеров также вызывает сомнения. Стоимость извлечения чипов из PlayStation 5 превышает $200, тогда как китайские аналоги, например DJI A3 Pro, предлагают готовые решения за $150. Анализ рынка микросхем для квадрокоптеров показывает, что 85% компонентов поступают из Китая, а на открытых платформах типа Arduino и Raspberry Pi создается большинство систем управления любительскими дронами.

«Популизм, а не реальная угроза для рынка»

Ведущие игроки российского рынка электроники отреагировали на новость со сдержанным спокойствием. Представитель «Марвел-Дистрибуции», одного из крупнейших поставщиков электроники в России, назвал эти ограничения популистской мерой, не имеющей практического значения.

«Консоли Xbox и PlayStation — это не европейские товары, основной их поток в Россию идёт из Китая, Арабских Эмиратов, Казахстана и других дружественных стран. Поэтому включение их, а также отдельно игровых контроллеров, в санкционный список ЕС — это в большей степени популизм», — отметил представитель компании в комментарии для РБК.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что Sony, Microsoft и Nintendo прекратили официальные поставки в Россию ещё в марте 2022 года. Более 80% консолей сейчас поступают через параллельный импорт из третьих стран, преимущественно через ОАЭ и Казахстан.

Как отметил глава Русской ассоциации дистрибьюторов Яша Хаддажи, «игровые консоли даже не проходят транзитом через ЕС, что демонстрирует непонимание логистики индустрии». По его словам, теоретически возможно изъятие игровой продукции на европейских границах с Россией, но это никак не повлияет на поставки из Ближнего Востока и Азии.

Крупные сети не ожидают дефицита

Группа «М.Видео-Эльдорадо», крупнейшая розничная сеть по продаже электроники и бытовой техники в России, также не видит поводов для беспокойства. В компании напомнили, что производители консолей, такие как Sony, Microsoft и Nintendo, с 2022 года официально приостановили поставки в Россию. Однако это не привело к исчезновению данных товаров с российского рынка.

«Мы ожидаем, что дополнительные ограничительные меры со стороны ЕС не окажут значимого влияния на наличие ассортимента Xbox, PlayStation и Nintendo в России. Что касается геймпадов, то мы не ввозим данные аксессуары из стран ЕС, они поставляются на наш рынок другими путями», — пояснили в пресс-службе ритейлера.

Более того, в «М.Видео-Эльдорадо» сообщили о готовящемся старте продаж Nintendo Switch 2, что дополнительно свидетельствует об отсутствии серьезных проблем с поставками игрового оборудования.

Экономические последствия: рост цен и продаж

Несмотря на уверенность ритейлеров, введение запрета уже спровоцировало некоторые изменения на рынке. По данным отраслевых аналитиков, цены на PlayStation 5 выросли до 500 евро, а на Xbox Series X — до 450 евро на российских маркетплейсах.

Интересно, что вместо падения продаж наблюдается обратный эффект. Согласно данным Ассоциации игровой индустрии, за февраль 2025 года продажи консолей в России выросли на 29,5%, а выручка превысила 4 млрд рублей. Это объясняется тем, что многие потребители стремятся приобрести игровое оборудование, опасаясь будущего дефицита или еще большего роста цен.

Европейские компании, в свою очередь, столкнулись с обратным эффектом: акции Sony упали на 3,2% из-за опасений роста серого рынка. Эксперты Goldman Sachs прогнозируют, что около 60% консолей будут ввозиться через Турцию и ОАЭ, что в конечном итоге подрывает эффективность санкций.

Мнение аналитиков: беспокоиться не о чем

Профессиональные наблюдатели за рынком также считают санкции малозначимыми. Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, обратил внимание на ключевой факт: европейские страны не являются производителями игровых консолей и аксессуаров для них.

«Приставки и игровые консоли не производятся в Европе, нет проблем. Джойстики запретят — европейцы их тоже не производят. Так что всё будет хорошо», — прокомментировал эксперт.

Муртазин подтвердил, что основные поставки игрового оборудования в Россию идут из таких стран, как Китай, ОАЭ и Гонконг, которые не присоединились к санкциям и продолжают торговые отношения с российским рынком.

Российский ответ: курс на технологический суверенитет

На фоне санкционного давления в России активизировалась работа над созданием собственных технологических решений в игровой индустрии. Минпромторг ускорил разработку отечественной игровой приставки на базе процессора «Эльбрус» и других компонентов российского производства.

По информации из отраслевых источников, выход первой российской консоли ожидается не ранее 2026 года. Несмотря на сложности с производством высокопроизводительных чипов внутри страны, этот проект может стать значимым шагом к технологическому суверенитету в сфере игровых устройств.

Российские разработчики уже экспериментировали с созданием специализированных устройств на базе игровых технологий. Так, комплекс «Кобра», представленный в июле 2024 года, внешне напоминает портативную приставку PSP, но использует собственные алгоритмы обнаружения сигналов операторов дронов.

Что это значит для российских геймеров

Подводя итог, можно сказать, что 16-й пакет санкций ЕС, включающий запрет на поставки игровых контроллеров, представляет собой скорее символический шаг, слабо влияющий как на военный потенциал России, так и на доступность игрового оборудования для рядовых потребителей.

Технические ограничения проприетарных систем и экономическая нецелесообразность делают использование PlayStation и Xbox в военных целях малоэффективным, а налаженные каналы параллельного импорта через дружественные страны продолжат обеспечивать наличие игровых консолей и аксессуаров на российском рынке.

В ближайшем будущем геймеры, скорее всего, столкнутся с некоторым ростом цен на игровое оборудование, но не с его критическим дефицитом. В то же время санкции дают дополнительный импульс процессам импортозамещения в российской IT-индустрии, создавая предпосылки для развития национальной игровой платформы.

Подписывайтесь на телеграм-канал Digital Report https://t.me/DigitalRep, чтобы быть в курсе последних новостей технологического мира и их влияния на российский рынок.

Digital Report
Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Comments are closed.