Реальна ли виртуальная и дополненная реальность: о будущем цифровых вселенных

0

Дополненная и виртуальная реальность таки и не стали драйверами развития новых технологий. Виртуальная реальность застряла в игровой индустрии и специализированных проектах, а дополненная – в примерке одежды, мебели и редких решениях, способных удивить обывателя. Но в будущем все может измениться, Apple готовит свои очки, а значит с реальностей может стать скоро больше. О будущем цифровых вселенных мы поговорили с основателем и CEO Way2Win Group Петром Толочковым. 

Есть ли будущее у дополненной и виртуальной реальности?

CEO Way2Win Group Петр Толочков

Однозначно и очень большое. Футурологи прогнозируют, что к 2100 году люди будут очень сильно погружены в виртуальный мир, почти не будут из него выходить. 

Я думаю, это очень вероятный сценарий. Будет ли это занимать весь наш день – не уверен, но то, что большинство активного населения будет погружаться в виртуальную среду, работать в ней, общаться  и играть, я уверен.

Думаю, развития прогресса в дополненной реальности в ближайшие 20 лет следует ожидать, когда появится новый стандарт скорости передачи данных 5G и удобные легкие очки. Мне кажется, это может стать новым витком в цифровом мире, похожим на прогресс после появления IPhone.

Какие перспективы применения в России есть у дополненной и виртуальной реальности?

В целом – такие же, как и во всем мире, но с большим перевесом в B2B решения.

Это связано с тем, что все продвинутые гаджеты сейчас производятся за рубежом. Но есть проблемы с их наличием в России (например, Hololens 2 практически отсутствует в продаже), а также с покупательской способностью, это дорогие гаджеты, и далеко не все могут себе позволить как VR, так и AR очки.

Поэтому в России не так активно развиваются все B2C сегменты AR|VR: игры, частная медицина. В то же время именно AR имеет больше шансов укрепиться в B2C, так как AR можно сканировать через смартфоны, а они есть почти у каждого. Сегмент B2B в России активно использует упомянутые технологии. В промышленности, маркетинге и обучении внедряют все передовые AR|VR решения, причем они у нас хорошего качества, глубокой проработки и детализации. Например, компания Сибур еще в 2018 году начала эксперименты с новыми на то время очками Hololens и таких кейсов в промышленности уже становится много.

Говоря о перспективах – сейчас начинается внедрение очков дополненной реальности в производство для помощи на рабочем месте, это очень востребованное направление и с каждым витком развития девайсов оно будет расти у нас, продолжится внедрение VR технологий в обучение, будет развиваться AR маркетинге и ритейле. B2C решения на мой взгляд еще долго будут догонять запад, пока у нас не произойдет сильного экономического сдвига или значительного повышения доступности девайсов на рынке.

Готовы ли компании вкладывать в разработку решений на основе AR или VR?

Да готовы. Многие компании уже внедряют AR VR в серьёзные ключевые процессы, крупные компании создают отделы AR VR, такие отделы, например, есть у Газпрома и Сбербанка.

Для многих компаний это уже конкретный инструмент оптимизации костов или повышения продаж, а этапы проектов уже давно перешли стадии экспериментов. 

Однако, потенциал для внедрения этих технологий в бизнес еще очень велик. С одной стороны за счет того, что еще, конечно, не все отрасти и не так широко это используют, с другой стороны из-за стремительного развития данной технологии и появления новых возможностей в связи с этим. 

Как может отразиться появление Apple очков на рынок приложений и решений с использованием дополненной реальности

Если они смогут выпустить удобные и функциональные очки по приемлемым ценам это может дать похожий толчок в развитии цифровизации, как когда-то выход их смартфонов.

Хотя главное, чего я жду – это появления именно удобства и функциональности в очках «для широкой аудитории», даже если у Apple они будут не дешевыми. C этим помогут китайские производители, которые активно работают на этом рынке, в большинстве случаев отстают на шаг по функционалу, зато по цене сильно дешевле. Собственно, и айфонов в штуках не так много в мире по сравнению со смартфонами на базе Android.

Вот пример хороших китайских очков, за которыми я лично слежу и уже пробовал их в действии 

Касательно эффекта, который могут дать эти очки:

1)  Тренд – все что ни производит Apple, становится трендом, а это важно для индустрии.

2)  Широкий диапазон применения позволит использовать очки во многих бытовых ситуациях.

3)  Бум производства приложений для нового вида восприятия реальности, от помощников в магазинах, до новых игр.

Насколько в России у разработчиков и потребителей высок интерес к дополненной и виртуальной реальности?

Хороших AR VR разработчиков не так много в России, на мой взгляд, и борьба за них на рынке тоже активная. Однако, с точки зрения опыта российские разработчики хороши так же, как и по другим направлениям ИТ разработки. Нас мало, но мы крутые.

Как говорил выше, в России наблюдается сильный перекос в сторону B2B заказчиков. А вот рядовых потребителей меньше, в первую очередь в VR. В то же время у AR технологий тут большее преимущество, они запускаются на большинстве современных смартфонов, так что не имеют барьеров в виде недоступности девайсов и это направление будет расти. Именно благодаря этой разнице в доступности во многом рост AR будет сильно превосходить рост VR в ближайшие несколько лет. Более того, для ряда клиентов, которые хотят сделать AR визуализацию для своих потребителей есть проблема с мотивацией. Они не могут заставить людей установить какое-то новое приложение (подумайте, как часто вы скачиваете новые приложения?). Но тут у AR есть еще один козырь в рукаве –   WebAR – это технология запуска AR прямо из мобильного браузера, без скачивания приложения, это тоже тренд, который активно внедряется особенно в маркетинг.

Может ли AR и VR стать драйвером роста какой-то индустрии?

Игровая индустрия – очень сильно, так как все игры связаны с визуальной составляющей, производители игр стремятся сделать все реалистичнее и интереснее, а что может быть более реалистичнее, чем полное погружение в виртуальный мир? А сейчас еще и тактильные ощущения постепенно будут внедряться, так вообще – полный комплект чувств. (А если смотреть совсем в будущее, то когда в играх появятся еще продвинутые нейроинтерфейсы то это рискует стать даже интереснее реальных игр).

Шопинг – мы уже видим, что крупные бренды внедряют примерку обуви, одежды. С развитием технологий это станет нормой.

Туризм – с одной стороны – многое уже можно посмотреть не выходя из дома, далее этот тренд продолжится, музеи сейчас активно оцифровываются и в будущем мы сможем потреблять любой интересный культурный контент разных стран не выходя из дома. С другой стороны реальные походы в культурные/туристические места будет обогащаться расширенным контентом. Например, мы сможем посмотреть в деталях все утраченные чудеса света.

Обучение – та сфера, которая уже трансформируется благодаря этим технологиям очень активно и продолжит это делать.

Маркетинг, реклама – особенно, когда появятся очки дополненной реальности, выйдет на новый уровень.

Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Leave A Reply

Перейти к верхней панели