Дополненная и виртуальная Россия: какие перспективы есть у AR и VR

0
FIFA Online 4 [CPP] RU+CIS

В России сегодня много компаний, которые увлечены различными реальностями: дополненной и виртуальной. Проблема в том, что до сих пор цифровые миры не стали настолько популярными, чтобы обеспечить значительный приток инвестиций к проектам и разработке ПО в этой области. Специалисты говорят, что продать идею разработки для AR и VR в России очень сложно, инвесторов приходится искать далеко за пределами России. Мы спросили у экспертов, как они оценивают перспективность AR и VR в России и могут ли цифровые реальности стать по-настоящему реальными для бизнеса и коммерческого использования.

Рафаил Валиев, основатель и генеральный директор ООО «Научно-производственный центр «НовАТранс».

Наша компания является разработчиком обучающих продуктов с применением VR/AR технологий, поэтому мой ответ на вопрос, думаю, очевиден – безусловно, будущее у виртуальной и дополненной реальности есть. Мы живем в эпоху всеобщей цифровизации, и в этом плане я вижу у VR/AR большие перспективы, так как виртуальная и дополненная реальности имеют широкую сферу применения. Дополненная реальность имеет сегодня больше перспектив, так как не требует покупки каких-то дополнительных устройств – AR можно использовать на любом гаджете. Соответственно, у AR больше шансов стать частью нашей повседневной жизни.

Для VR необходимо дополнительное оборудование (шлем, очки, перчатки), но я думаю, что по мере того, как эти устройства будут модернизироваться и становиться всё более доступными по цене, популярность и востребованность VR будет расти.

Главная “фишка” виртуальной реальности – она дает гораздо более глубокий эффект погружения по сравнению с дополненной реальностью. Мы получаем возможность полностью смоделировать любую ситуацию, можем с помощью виртуальной реальности побывать в любом месте, в любой точке нашей планеты. В этом плане VR может быть очень интересен, например, для туристической отрасли.

Василий Рудометкин, специалист по разработке и тестированию ПО.

В настоящее время, технологии AR и VR развиты недостаточно, что сказывается на высокой стоимости, поэтому внедрение их куда – либо кроме сферы развлечения невозможно. Как только технологии виртуально и дополненной реальностей станут более доступны конечному потребителю, то это направление может ожидать успех, особенно со сменой тренда развития рынка – в условиях пандемии, все больше людей переходит в онлайн, а личные встречи, зачастую, необходимы. Технологии виртуальной реальности позволят пользователям проводить массовые мероприятия, позволять каждому человеку почувствовать людей вокруг и удовлетворить потребность общения.

Проведение развлекательный мероприятий станет так же доступнее – появится возможность посетить любой концерт мира, не выходя из дома.

Особенно актуально разработка виртуальной реальности станет при появлении частных городов (города компаний) или новых городов, которые уже начали обживать люди, полностью ушедшие на удаленный формат работы. Появление очков виртуальной реальности от Apple позволит задать новый уровень комфорта пользованием технологии, продемонстрирует миру все возможности цифрового мира.

Дмитрий Макаров, директор департамента Digital «Техносерв Консалтинг».

Есть достаточно неплохие перспективы применения технологий AR/VR в промышленном секторе. Уже несколько лет идет тренд на создание цифровых двойников объектов, различных симуляторов и тренажеров с возможностью использования AR/VR.

Многие крупные компании провели или проводят пилотные проекты по внедрению этих решений. Польза от внедрения и мотивация по развитию определенно есть, но существует пока и сложность в самом предложении: большинство заказчиков ожидают получить готовый продукт для внедрения, но на текущий момент, по сути, любой AR/VR проект сейчас – это вполне конкретная и специфическая разработка, что требует усилий и существенных вложений как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

У VR технологий пока достаточно высокий порог входа – требуется дорогостоящее оборудование и есть множество ограничений. У разработчиков, безусловно, интерес высокий: идет активное развитие направлений и у каждого есть возможность участия в создании стандартов технологий. У потребителей интерес будет расти с повышением качества контента и снижением стоимости самого оборудования. Исключения – крупные компании, где, как уже упоминал выше, есть определенная производственная мотивация во внедрении технологий.

AR/VR вряд ли заменят нам мобильные телефоны, телевизоры и компьютер. Это скорее дополняющие технологии, но качественное технологическое развитие этих решений может поднять на новый этап индустрию развлечений и задать новые тренды в области обучения.

Арина Власова, стратегический консультант и эксперт в области телекоммуникаций.

Главные тренды на сегодня — это цифровизация, то есть построение цифровой экосистемы, когда компании переходят из режима оффлайн в режим онлайн, и 5G — быстрый интернет и надежное соединение, позволяющее использовать ряд устройств одновременно в формате «Интернета вещей». Компании пересматривают свои продукты и сервисы и переводят их в диджитал формат, что позволяет им быть конкурентными на рынке. Вместе с технологическими новшествами возникают новые запросы со стороны аудитории — продукт должен быть «цифровым», доступным на разных устройствах и в разных форматах. Именно предпочтения в разрезе «форматов» являются фундаментом для развития технологий виртуальной и дополненной реальности.

Технологии AR и VR — это новые возможности красивой «обертки» основного продукта компаний, предложения креативного и интересного формата «пути клиента». Такие технологии являются своего рода дополнением к основным каналам поступления доходов, то есть дополнительным заработком. К примеру, образовательное учреждение может не просто продавать онлайн-курсы, а дополнительно предлагать различные модули для изучения с использованием очков виртуальной реальности.

В силу комплементарного характера технологий, то есть повышающего ценность потребления основного продукта, только компании с высоким развитием технологий и устоявшиеся на рынке являются потенциальными клиентами для разработчиков виртуальной и дополнительной реальности. Иными словами, только компании, которые стремятся еще более цифровизировать свой качественный и популярный продукт и которые уже активно разрабатывают стратегические инициативы для перевода своей цифровой экосистемы в пространство 5G, смогут инвестировать в AR / VR. Так, виртуальная и дополненная реальности могут рассматриваться в качестве драйверов роста, если компания уже вышла на такой уровень развития, что только совершенствует свой продукт. Если у компании положительные финансовые потоки, база клиентов растет, и компания понимает, что есть интерес на AR и VR у аудитории, то компания будет готова разработать такие решения.

Будущее у технологий виртуальной и дополненной реальности есть, и именно в силу быстрого развертывания новых технологий и перехода в цифровые форматы перспективы развития VR и AR являются очень даже заманчивыми. Основная задача, которая стоит перед разработчиками, — это идентифицировать клиента, цифрового «титана», который «шлифует» свой основной продукт и сможет инвестировать в технологии, которые оправдаются только при наличии интереса у основной аудитории к форматам потребления VR и AR.

Юрий Слатин, Генеральный директор LikeVR, креативного агентства разработки решений AR/VR.

Перспективы применения технологий в России связаны с интересом к данным технологиям со стороны бизнеса и государства.

К 2020 году AR/VR окончательно перестали быть непонятными и ассоциироваться только с развлекательной функцией. Так, технологии виртуальной и дополненной реальности используются для целей маркетинга, продаж, обучения, презентаций, навигации, удаленного общения, проектирования и так далее.

Наиболее активное применение технологии находят в промышленности, ритейле, товарах для детей, медицине, недвижимости и с каждым годом добавляются новые, ранее не охваченные индустрии.

Многие российские компании за последние 2-3 года сделали свои кейсы в AR/VR. Также были определены параметры оценки эффективности, что сделало использование технологий виртуальной и дополненной реальности бизнес-инструментом наравне с другими.

Важно отметить, что готовность к внедрению AR/VR обусловлена уровнем цифровизации компании, наличием IT-инфраструктуры. Часто бывает так, что решение об использовании данных инструментов служит импульсом к началу масштабной цифровизации компании. Согласно исследованию AVRA, проведенному среди компаний промышленного сектора, 64% из них уже разработали стратегию цифровизации и приступили к ее реализации, а в отдельных случаях даже начали масштабировать решения.

Следуя примеру крупных игроков, представители среднего бизнеса внедряют виртуальную и дополненную реальность. Таким образом происходит проникновение технологий не только в горизонтали, но и по вертикали.

С точки зрения перспективности технологий, считаем, что у AR гораздо более высокий потенциал. В пользу этого говорит то, что у дополненной реальности более широкий спектр применения, чем у VR (сейчас это, в основном, обучение, игры, презентации), и она не требует полного отрыва от реальности. Данный тезис подтверждает и опрос, 82% участников которого считают перспективной AR.

Это не отменяет того, что обе технологии будут развиваться. Прогнозируемый вклад в мировой ВВП к 2030 году составит $1,5трлн совокупно для AR/VR (для сравнения на 2020 год он составляет $46,4млрд).

Поддержку технологии получили и на уровне государственной стратегии: AR/VR признали сквозными цифровыми технологиями наряду с искусственным интеллектом и робототехникой. Финансирование на AR/VR-проекты могут получить и стартапы, и крупные предприятия.

VR и AR это практика, а не теория. В 2020 году это способ получения доступного ценного опыта, который, в свою очередь, влияет на эффективность сотрудников.

Для реализации проектов компании, как правило, привлекают специализированные студии либо создают свои центры инноваций, как, например, СИБУР. что говорит о том внимании, которые они планируют уделить технологиям, инвестируя в их развитие и использование.

Более 60% опрошенных компаний промышленного сектора планируют инвестиции в AR и VR в 2020 году. Что не является удивительным, учитывая те выгоды, что несут в себе эти технологии: снижение затрат, экономия времени, снижение числа ошибок персонала, повышение безопасности.

Например, в «Газпром нефти» разработана дорожной карта развития технологий AR/VR до 2025 года. Согласно ей, к 2025 году обучение в VR по охране труда и промышленной безопасности будет проходить каждый сотрудник компании, что позволит снизить риски на 30%. К 2022 году в «Газпром нефти» с помощью VR будут приниматься до 90% инженерных моделей, что даст сокращение сроков проектирования на 10%.

Если говорить о разработке новых устройств, то действительно, Apple готовится представить очки с технологией mixed reality и это не единственный технологический гигант, который со всей серьезностью смотрит в сторону инвестиций в подобные решения на базе AR/VR. Подобные разработки ведет также Facebook совместно с Ray Ban.

Данные устройства имеют все шансы заменить или дополнить привычные нам смартфоны с развитием сетей 5G.

Очки mixed reality окажут позитивное влияние на проникновение AR/VR, так как пользователь одновременно будет привыкать к восприятию контента в дополненной реальности и к носимому устройству, которое будет легким, эргономичным и в то же время без полного отрыва от реальности, как в случае со шлемами виртуальной реальности.

Адаптация большего числа пользователей к таким устройствам и нарастание пользовательского опыта снизит порог входа в применение технологий.

Интересными аспектами появления таких очков станут вопросы правового и социального характера, приватности, устойчивости психики, каждый из которых потребует урегулирования.

Возвращаясь к вопросу интереса к технологии, хочу привести интересные показатели. Согласно им, рост спроса на AR/VR разработчиков в 2019 году составил 1400%. Для сравнения тот же показатель для разработчика игр – всего 146%.

Подтверждением интереса российских разработчиков является, в частности, создание образовательной VR-программы для разработчиков от лидера edtech и самой быстрорастущей компании в этой сфере – Skillbox. К слову, курс был создан в партнерстве с LikeVR.

Интерес со стороны конечных потребителей можно оценить по внутренней статистике конкретных проектов, которая зачастую является закрытой. Мы, как агентство, реализующее решения в AR/VR, отмечаем растущее число запросов на проекты в дополненной реальности, что свидетельствует о желании заказчиков либо протестировать технологию, либо их уверенность в эффективности ее применения для бизнеса. Может ли AR и VR стать драйвером роста какой-то индустрии?

Технологии виртуальной и дополненной реальности являются драйвером роста для индустрии edtech. Отличительной особенностью и преимуществом использования данных технологий является погружение, благодаря которому коэффициент усваиваемости информации составляет 75% (learning by doing), для сравнения для такого метода обучения как чтение – коэффициент 10%. (Deloitte Digital)

Безусловно, extended reality (XR) позволяет собирать еще больше биометрических данных, данных о внимании пользователей. Компании и бренды получают возможность монетизировать это, управляя вниманием пользователей.

Вадим Вишневский, исполнительный директор и сооснователь компании MIXAR.

Мы сейчас работаем с рядом российских крупных брендов в сфере дополненной реальности. С каждым годом запросов на разработку дополненной реальности становится все больше. Сфера наших разработок – это маркетинг. В основном потребители просят разработать для них приложения для мобильных телефонов и планшетов. На заре дополненной реальности компании видели в ней в основном wow-эффект, но теперь мы можем показать различные метрики, которые значительно улучшают различные показатели. А когда появляются цифры эффективности компании смотрят на технологию совсем иначе.

Мы видим огромную перспективу в очках дополненной реальности, которые сейчас разрабатывают такие компании как Apple, Google, Facebook и другие корпорации. На рынок подобные очки выйдут не раньше 2022 года. Сейчас же есть очки от компаний Microsoft и Magic Leap. Но эти очки сфокусированы на промышленном сегменте, так как их стоимость начинается от 2500 $ и они достаточно громоздки. На данный момент ближе всего к консьюмерскому рынку приблизились разработчики из Китая с очками nReal.

Они наиболее компактные на данный момент, и выглядят практически как обычные очки. В очках дополненная реальность выглядит совсем иначе, где виртуальные объекты обретают настоящий 3D объем и эффект присутствия. Ощущения в очках нельзя сравнить с ощущениями при просмотре контента через экран мобильного телефона. Когда на рынке появятся очки от Apple, это несомненно перевернет всю индустрию. Самой важной функцией будет навигация. Так же очки смогут распознавать различные предметы и помогать людям совершать покупки в магазинах более рационально.

К примеру они смогут подсчитать примерную стоимость покупок перед их оплатой, смогут выводить информацию о полезности тех или иных продуктов и т.д. Первые версии очков не будут обладать большим функционалом из-за недостаточности технологий, но третья или четвертая версия очков сможет создавать отдельные миры под запросы каждого пользователя. Очки будут воздействовать на их владельцев как музыка, меняя их настроение. К примеру, за окном идет дождь, депрессия так и хочет вас захватить, но стоит надеть очки и на улице уже солнце и настроение сменяется и хочется жить.

Несомненно, в будущем дополненная реальность проникнет во все области жизни человека от развлечений до помощи хирургам при операциях и новых научных открытий за счет искусственного интеллекта и визуализации за счет дополненной реальности. В России интерес к дополненной реальности растет огромными темпами. Компании по разработке подобных решений растут как грибы, разработчики переходят из геймдева в дополненную реальность, так как видят в этом огромную перспективу. Буквально несколько лет назад люди даже не знали, что такое дополненная реальность, но сейчас практически все сталкивались с этим термином. Этому поспособствовали маски в социальных сетях и игры типа Pokemon GO. Но все же люди иногда путают дополненную и виртуальную реальность. Я объясняю их различие так: «виртуальная реальность – это когда, вы, надевая очки попадаете в мультфильм и всё вокруг вас нарисованное, а дополненная реальность – это когда нарисованный объект попадает в наш мир.» Дополненная реальность – это не технология будущего, это уже технология настоящего.

Сергей Сидоров, директор департамента инфраструктурных решений и сервиса компании Oberon.

В России VR в основном используют в отраслях, где требуется провести обучение сотрудников работе на дорогостоящем оборудовании, отработать сценарий поведения при аварийных ситуациях – там, где цена ошибки может быть высокой. Например, на промышленных предприятиях, в судостроении, космической или нефтегазовой отраслях при работе с буровыми установками, за которыми требуется постоянное наблюдение инженеров. Инновации позволяют специалистам наблюдать за процессом без физического присутствия и оперативно реагировать на сбои.

Развитие VR будет происходить постепенно во всех отраслях без исключения − от образования до сельского хозяйства, включая тяжелую промышленность, приборостроение и другие сферы. Уникальность технологии в том, что помимо самой виртуальной реальности, может быть доступно и физическое перемещение в пространстве. Это открывает дополнительные возможности для обучения и развития данного направления в целом.

Сейчас AR-инновации уже используются в некоторых сферах, например, в телекоме для шеф-монтажа оборудования. Монтажник на объекте надевает очки дополненной реальности, а старший мастер дает указания. Благодаря наложению на «реальность» виртуального изображения намного проще оценить обстановку и спрогнозировать результат.

Многие компании понимают, что решения на основе VR/AR позволяют не только быстро и качественно решать бизнес-задачи, но и обучать сотрудников с минимальными затратами. Поэтому они готовы вкладывать средства в развитие этого направления.

VR/AR-технологии могут стать драйвером роста любой индустрии, даже там, где их применение на данный момент не популярно. Для того чтобы еще больше популяризировать эти технологии, важно создать нормативную базу, а также иметь поддержку не только от государства, но и крупного бизнеса.

Дмитрий Кириллов, Modum Lab.

Перспектив довольно много, так как VR/AR-технологии развиваются в разных направлениях с точки зрения применения в бизнесе и жизни человека. Это можно сравнить с развитием глобальной сети, например, больше 20 лет назад, когда интернет стал доступен широкой публике и его сначала воспринимали как некую библиотеку, средство доступа к интересующей информации. Уже позже глобальной сетью начали пользоваться в совершенно разных областях: для общения, работы, оплаты разных товаров, услуг и так далее. Мы наблюдаем постепенное внедрение технологий VR/AR в разные процессы, многое, конечно, еще в начале пути. Но уже сейчас можно сказать, VR/AR не является какой-то нишевой локальной технологией. Это сквозные технологии, которые сегодня могут работать во многих сферах экономики.

Уже сейчас есть довольно большое количество запросов от рынка, на реализацию разного рода VR/AR проектов. В этом году было несколько довольно крупных тендеров по VR/AR, в целом на тендерных площадках появляется все больше и больше запросов. Если несколько лет назад это было, в лучшем случае, несколько тендеров в квартал, то сейчас появляется по несколько запросов каждую неделю и многие из них довольно крупные по стоимости. Компании сами интересуются разработкой и внедрением VR/AR, открывают у себя различные подразделения в рамках информационных кластеров, которые накапливают и изучают экспертизу по VR/AR.

Сейчас еще не пришло время, когда эти технологии стали бы массово применяться, но уже сейчас мы видим их потенциал в решении конкретных задач и более обширные возможности. Например, в одном из наших реализованных проектов, «VR-ипотека» для банка ВТБ, мы позволяем покупателю и консультанту застройщика объединяться внутри VR-пространства и выбирать разные объекты недвижимости. А с помощью cервиса «Pocket Shop» есть возможность удаленного подключения консультанта магазина к покупателю с последующей «примеркой» бытовой техники в его доме. Таким образом, не выходя из квартиры, человек может подобрать и приобрести себе технику, и он будет уверен, что она точно подойдет по всем параметрам. Открыв для себя эти инсайты, мы понимаем, что подобные технологии могут влиять на рост разных индустрий. Уверен в ближайшие годы мы увидим, как это будет происходить.

Екатерина Беретарь, Основатель NewBiz Agency.

По данным GLOBALWEBINDEX Q3 2019, Россияне проводят в интернете 7 часов 17 минут каждый день, если учесть перерыв на 8-часовой сон, то мы поймем, что более 40% времени бодрствования мы проводим в интернете. Это полноценная digital жизнь в абсолютно другой реальности, для которой нам потребуются digital товары.

C переходом на удаленку, в период самоизоляции россияне вынуждены работать и отдыхать в digital пространстве, ходить на спектакли от Импрессарио, встречаться с друзями в ZOOM Bar или отправиться на концерт в Fortnight. А это значит, что нам потребуются digital товары, которые отвечают нешему новому стилю жизни. Так компания Loreal создала первую линейку виртуальной косметики Signature Faces, которую можно использовать во время созвонов и видеотрансляций в ZOOM, Instagram и других площадок.

Пару кликов и вы готовы к выходу в свет. С выходом iPhone 12 с технологией lidar и новыми процессорами, телефон может качественно считывать пространство вокруг пользователя, появляется все больше возможностей для коммерческого использования технологий AR. Мы уже видим успешные кейсы интеграции AR в e-commerce shopping experience, например Lamoda, когда в августе 2019 года совместно с белорусским стартапом Wannaby запустила виртуальную примерочную обуви. В ближайшей перспективе мы ожидаем рост инвестиций в цифровую моду и другие вещи и тренд на WEARABLE ONLINE вещи.

При этом потенциал виртуальной одежды большой с точки зрения продаж по аналогии с Game индустрией, где покупки скинов и аватаров пользуются большой популярностью, именно там стали продаваться первые digital продукты в сфере fashion. Сегодня бренды все более активно коллаборируют с разработчиками игр. Например, Louis Vuitton разработали эксклюзивные скины для чемпионов League of Legends.

Также мы видем, что VR становится все более востребованной средой для совместной работы и для многих компаний – это стало эффективным инструментом для продолжения работы в период локдауна. Сейчас рынок ждет только новых девайсов, которые подтолкнут рост инвестиций и новых проектов в сфере AR / VR.

Мы видим большой спрос на AR в социальных сетях, активные пользователи Tik Tok и Likee производят до 20 единиц контента в день, AR – это возможности для генерации контента дома в простых условиях, AR активно вовлекает аудиторию, толкает на эксперименты и имеет большой вирусный потенциал.

Skillbox
Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Comments are closed.

Перейти к верхней панели