Популярность Clubhouse спровоцировала не только появление новых форматов использования этой социальной сети, но и заставила заговорить о негативных трендах. Мы попытались выяснить, несет ли Clubhouse опасность для своих пользователей.

Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega.

В отличие от зарубежного рынка, в России Clubhouse завоевывает популярность слишком стремительно, чтобы обычному пользователю можно было понять его опасности. Есть те опасности, которые присущи любому мобильному приложению, и есть те, которые связаны только с Clubhouse и похожими на него приложениями.

  1. Не так давно всплыла история с блокировкой Clubhouse в Китае, когда огромное число китайских граждан планировали подключиться к разговору о политике. С точки зрения государственной безопасности Clubhouse добавляет спецслужбам нагрузку на отслеживание незаконных действий и высказываний. Для отслеживания необходимо будет декодировать аудио в текстовый формат, чтобы алгоритмы смогли раскрыть смысловой контекст.

После этого скандал разгорелся, наоборот, в США. Исследователи из Стэнфорда обнаружили уязвимости в инфраструктуре приложения. Оказалось, что Clubhouse использует сервера шанхайской компании Agora, расположенные в Китае. В США пришли к выводу, что компания, обязанная передавать данные об интернет-трафике китайским властям, поможет определить личность американского или китайского пользователя по его идентификаторам и хранить данные о нём и его сообщениях в аудиочате.

  1. Вторая опасность связана со сбором персональных данных пользователей. В феврале в Германии разгорелся скандал в связи с тем, что приложение собирает слишком много данных со смартфонов пользователей и тем самым нарушает немецкое законодательство об использовании персональных данных. Ранее по аналогичному делу было решение немецкого суда в отношении Facebook. Действительно, не каждому было бы приятно получить приглашение от приложения, связанное с неприятным человеком или мошенником, телефон которого пользователь держит в списке контактов, чтобы, наоборот, исключить связь с ним.
  2. Пока в Clubhouse не завели официальные аккаунты многие знаменитости, их именем могут пользоваться мошенники или просто жаждующие хайпа. Например, недавно произошел скандал с фейковым аккаунтом Аллы Пугачевой. В США вместо обещанного аудиочата с рэпером Кейни Уэстом, к которому подключились тысячи фанатов, пользователям включили запись подкаста 2019 года. 
  3. Clubhouse не имеет жесткую модерацию контента. Чтобы это реализовать, компании придется вводить алгоритмы машинного обучения, которых, впрочем, тоже может быть недостаточно.

Например, в английском сегменте Clubhouse существует очень много аудиочатов, посвященных решению психологических проблем. В связи с этим есть две проблемы. Во-первых, сама идея Clubhouse привлекает аудиторию кажущейся интимностью обстановки аудиочатов. У пользователя, рассказывающего о своих психологических проблемах, возникает ощущение, что он разговаривает со специалистом один на один и совершенно забывает, что его медицинские и жизненные проблемы становятся достоянием общественности. Во-вторых, как выяснили профессиональные психологи в США, эти чаты в подавляющем большинстве случаев ведутся дилетантами или откровенными вредителями, которые дают пользователям неправильные или даже деструктивные способы решения психологических проблем.

Таким образом, Clubhouse усиливает проблему распространения деструктивной информации в интернете. Если в соцсетях группы, посвященные способам самоубийства, подчистили, то теперь они могут перейти в Clubhouse.

  1. Последний момент связан также со сбором персональных данных. При входе в приложении пользователи автоматически подтверждают своё согласие с политикой обработки персональных данных приложения. Проблема заключается в том, что документ написан лишь на английском языке. Даже если русскоязычный пользователь пожелает подробно ознакомиться с деталями, он не сможет этого сделать. Во-вторых, немногим известно, что Clubhouse записывает аудиочаты, но обещает удалять записи, как только владелец комнаты удалит её. Здесь есть еще один интересный момент: записи удаляются лишь в том случае, если после проверки администрацией Clubhouse не выявятся какие-либо нарушения. Таким образом, сам Clubhouse становится судебной инстанцией, которая решает, хранить запись или нет, есть в ней нарушение или нет. Поэтому никогда нельзя оставаться уверенным, что частные разговоры не всплывут в каком-то другом месте и контексте.

Ангелина Донцова, помощник декана ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова по связям с общественностью.

Откровенно говоря, хайп вокруг данной социальной сети несколько преувеличен хотя бы потому, что она начала свое существование еще в середине 2020 года, когда количество ее почитателей составляло лишь 1,5 тысячи человек.

Огненный прирост участников произошел после того, как Илон Маск в начале 2021 года анонсировал свое участие. В этот момент количество избранных возросло с 2 до 6 млн.

Стремясь успеть за последними новинками, пытаясь удержаться на волне хайпа в большинстве своем люди жестко “забивают” на возможные опасности, связанные с утечкой их данных в сеть.

Итак, представим ситуацию, что Вы обладатель устройства на платформе Ios и судьба подкинула Вам столь долгожданный инвайт. При установке приложение попросит Вас дать полный доступ к списку Ваших контактов и предложит пригласить Ваших знакомых. Удалить данный массив данных просто не представляется возможным. Вы скажете, что это стандартный момент при регистрации нового пользователя. Возможно, однако обычно есть возможность нажать кнопку “не разрешать”- но не в Clubhouse. По сути, пользователь соцсети сам рассказывает разработчикам, с какими людьми он связан и как они связаны с ним (приложение говорит, у скольких контактов есть знакомые, которые уже пользуются соцсетью). Также при регистрации нового пользователя Clubhouse присылает push-уведомления его контактам и предлагает создать приватную комнату для приветствия. Не однократно разработчики обещали исправить данный неприятный момент, но пока это обещание не выполнено.

Хорошо, а что делать тем, кто не оказался в числе избранных? Не стоит упускать из вида тот факт, что скачать приложение также можно лишь по приглашению, ведь рядовое скачивание отправляет пользователя в лист ожидания. Именно это и стало причиной огромного количества запросов на всевозможных площадках с просьбой “киньте пожалуйста инвайт”. Новый пользователь имеет возможность пригласить двух друзей, через несколько дней использования система выдает еще пару инвайтов. Естественно, этим не могли не воспользоваться вездесушие бизнесмены, которые запустили десятки магазинов с предложением приобрести у них столь желанный доступ. Разброс цен безусловно космический. Я видела ценник как в 200 рублей, так и в 10.000. Разумеется, после оплаты никакого инвайта покупатель не получает, а денег – лишается.

Чтобы не говорили о Clubhouse, не стоит забывать, что данная социальная сеть все еще находится в режиме beta тестирования, хотя безусловно уже успела подпортить жизнь многим жадным до “нахождения на пике моды” пользователям.

Еще одним вопросом, над которым надо задуматься перед регистрацией — это метод передачи ID пользователей. Информация отсылается в виде открытого текста через интернет, что безусловно значительно упрощает ее перехват. Конечно, разработчики со временем исправят данный нюанс, но опять же -для этого нужно время. Вроде бы перспективы обещают радужные, но и тут возникает подвох. Система помимо сбора огромного списка данных о пользователе оставляет за собой право записывать звук в каждой комнате (для расследования возможных конфликтов в будущем). Нельзя забывать, что подобного рода информация может быть использована и против самого пользователя. 

Тимур Багаев, руководитель проектов QuickResto.

  1. Основная опасность – неграмотное использование ресурса, когда пользователи могут не подумав сообщать закрытую информацию в public.
  2. Пустая трата времени при прослушивании некомпетентных “экспертов” и выполнении их рекомендаций.
  3. Имиджевый характер. Непоставленная речь, скучная тема, качество связи. На мой взгляд clubhouse – альтернатива бизнес-радио с возможностью выходить в прямой эфир. Непрофессионализм может негативно отражаться на имидже.
  4. Практически все причины, считающиеся опасными при использовании любых других соцсетей (контакты, голосовые параметры и пр.)
  5. Финансовые потери. Сколько людей кинулись покупать айфоны и инвайты для того, чтобы быть в тренде. Бояться нужно не приложения, а человеческого фактора при его использовании.