Внедрение ПО и кастомная разработка: на пике популярности, но не везде

0

Как показало исследование ВШЭ, в 2021 году российский бизнес зависел от иностранных IT-решений в сегментах ПО и железа на 70%, причем уровень этой зависимости увеличивался год к году. Причем программы шли в основном из западных стран. Поэтому после ухода иностранных вендоров российские компании стали спешно искать замену жизненно важному софту. Александр Виноградов, ведущий бизнес-аналитик ИТ-компании CUSTIS, рассказывает, как это повлияло на рынок разработки и кастомизации.

Кастом в ударе

По оценкам ВШЭ, зависимость от иностранного ПО у российских компаний была практически во всех нишах: и в прикладном сегменте с офисными пакетами, ERP-системами и продуктами для проектирования (CAD), и в базовом — с операционными системами и софтом для виртуализации. Уже тогда в России активно развивался рынок заказной разработки: в 2020 году он оценивался почти в 45 млрд рублей, а в 2021 году, как показали итоги опроса TAdviser, многие компании стали переходить с коробочных решений на индивидуальные.

В 2022 году из-за ухода западных вендоров интерес бизнеса к кастому не упал, а, напротив, сильно вырос: количество запросов к компаниям, разрабатывающим ПО по индивидуальным заявкам, с апреля по июнь увеличилось в среднем в 3 раза. В приоритете бизнеса гибкость и масштабируемость, и коробочные решения по этим пунктам сильно проигрывают. Хотя готовые универсальные продукты не теряют популярности, особенно ERP-системы, офисные пакеты, ОС, СУБД, софт для виртуализации, кибербезопасности.

Внедрение ПО и кастомная разработка: на пике популярности, но не везде

Но не для каждой компании коробочное решение удобно: в корпорации внедрять его — порой означает переделывать архитектуру, которая изначально была заточена, например, под SAP и не сочетается с отечественными аналогами. По масштабам работы это часто сравнимо с созданием продукта с нуля, и здесь заказное решение становится выгоднее.

Некоторые компании, преимущественно крупные, смогли договориться с ушедшими иностранными вендорами о передаче кода и организовать свои команды, которые должны заниматься поддержкой ПО. Это решило проблему развития и доработки функционала имеющихся систем. Однако свои команды поддержки иностранных продуктов — очень дорогое удовольствие и высокие риски.

Бизнес усиливает inhouse команды, разрабатывающие кастомные продукты — этим путем идет, например, X5 Group. А также компании двигаются в сторону low-code. Благодаря этому подходу, который не требует писать код для продукта, можно сократить нагрузку на разработчиков, снизить необходимость в расширении штата ИТ-специалистов и служб поддержки пользователей. Это важно из-за большой конкуренции за разработчиков на российском IT-рынке.

Какие запросы сейчас на пике

Самый большой запрос на разработку и кастомизацию программных продуктов идет от государственного сектора. Правительство выделило на эти цели свыше 37 млрд рублей до 2024 года. За выпуск отечественных аналогов иностранных программ будут отвечать 35 индустриальных центров компетенций (ИЦК), которые определят приоритетные группы ПО и совместно с предприятиями-заказчиками сформируют техзадания для вендоров. Предположительно в каждом направлении (например, CRM-системы) государство поддержит по два решения. Первые результаты должны быть уже к 2024 году, как заявляет вице-премьер РФ, Дмитрий Чернышенко.

Внедрение нового ПО и кастом особенно актуальны стали для субъектов КИИ: критической информационной инфраструктуры. Это целый перечень отраслей, указанный в ФЗ-187: от телекома до здравоохранения. Но особенно напряженная ситуация сложилась в промышленности: например, в сфере энергетики есть иностранное ПО, для которого нет российских аналогов. И здесь выход только один — обращаться к заказной разработке: это быстрее, чем ждать, когда появится универсальный коробочный продукт для всех.

Внедрение ПО и кастомная разработка: на пике популярности, но не везде

А в ритейле и в сегменте производства товаров и услуг многие компании оказались в ситуации, когда недоступны или скоро перестанут работать облачные решения. При этом из облака вендора невозможно выгрузить полностью или частично накопленные данные, настроенные модели для прогнозирования, которые дорабатывались и успешно работали много лет. Замена нужна срочно, и это открывает большие возможности для поставщиков заказных продуктов, имеющих экспертизу в конкретных областях и ресурсы для быстрой сборки софта.

Кроме чистой заказной разработки есть тренд на гибридные продукты. То есть бизнес решает задачи повышения эффективности через совмещение нескольких коробочных решений и расширяет возможности за счет заказного софта.

Полагаю, что до конца 2022 года рынок кастомной разработки может вырасти в 2-3 раза, и в 2023-2025 году тенденция продолжится. Как минимум, ее поддержат государственные компании, которые обязаны перейти на российские решения, и частный бизнес, вынужденно заполняющий пробелы в ИТ-ландшафте. И с учетом сложного набора программ и необходимости их интеграции друг с другом, заказная разработка и индивидуальное внедрение намного эффективнее и быстрее использования коробочных сервисов.

Digital Report
Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Comments are closed.

Перейти к верхней панели