Аптеки в интернете могут сделать лекарства дешевле. Такое мнение высказывает ряд экспертов, представителей фармацевтических компаний и аптечного ритейла. При этом снижение цен может оказаться настолько существенным, что негативно повлияет на бизнес классических аптек в оффлайне. О том, как законодательные изменения повлияют на рынок фарма в России, Digital Report рассказала CEO Pharmedu Татьяна Ходанович.
Может ли новый закон спровоцировать приток новых игроков на рынок?
Появится бесчисленное количество игроков. Если до принятия закона был ограниченны круг участников рынка дистанционной торговли, которые в массе своей пытались привязываться к точкам выдачи товаров, то сейчас начнётся полный бардак. Торговля лекарствами – это ответственность, которая главным образом лежит в обеспечении должного хранения. Как будет осуществляться хранение и проверки никто толком не знает, значит мы рискуем купить либо просроченный, негодный товар либо вообще контрафакт. И не существует никаких механизмов по контролю за трафиком лекарственных средств.
Интернет будет бороться за покупателя снижая цену. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, не все аптеки смогут конкурировать по ценам: а в цене аптеки, как правило, лежит самая главная ценность, за который мы приходим – это консультация фармацевта и специалиста.
Большинство игроков давно готовились к переходу в онлайн, и все возможности для этого есть. Конечно, большинство обязательно будет играть на этом поле. В новой реальности, уже без онлайн нельзя будет существовать ни одной аптечной сети.
Как будет решаться вопрос с распространением поддельных лекарств, в онлайне распространять их станет проще?
Сайтов будет множество, и распространять контрафакт будет значительно проще. С этим была призвана бороться маркировка лекарственных средств, но она откладывается по разным причинам, и, в целом, рынок не готов к ней. Это, безусловно плохо, так как офлайн может как раз выиграть за счёт этого.
Может ли пандемия дать толчок развитию онлайн-аптек?
Вполне возможно, есть такие бизнесмены, которые подумали, что вот какие большие продажи в связи с пандемией, какой прекрасный рынок и будет вкладываться. Мне звонили несколько и просили консультацию, стоит ли входить в этот бизнес. Но сама эпидемия – это беспрецедентный случай. Продажи марта и апреля недостижимы никак в обычное время. Сейчас фармкомпании планируют свои продажи до конца года с отрицательными показателями. Да, за 2 месяца часть игроков сделали все свои планы на второй квартал, но не все товары были так востребованы в эпидемию. Покупались стратегические запасы исключительно парацетомолосодержащих, антибиотиков и противовирусных препаратов, остальной рынок просел и просядет дальше, обусловленный глубоким экономическим кризисом, в который мы погружаемся.
Насколько россияне готовы к такой модели распространения лекарств, какие трудности могут возникнуть у нового онлайн-формата продаж?
Трудности очевидны – огромные расходы на рекламу, сервис и обеспечение курьерской доставки. Новым игрокам довольно сложно это будет сделать. Рынок пошёл в онлайн, но как правило желание купить все в одном месте, и продукты, и лекарства приведёт рынок на большие агрегаторы.
Офлайн же бизнес будет выживать за счёт консультации и качества сервиса, который будет несмотря на кризис востребован. Наша привычка к самолечению, да и в целом ухудшение медицины приведёт потребителя за консультацией.
- Глобальный сбой в работе Telegram: пользователи по всему миру сообщают о проблемах - 03/10/2024 22:16
- Новая угроза для человечества: Марбургская лихорадка может оказаться страшнее COVID-19 - 02/10/2024 17:19
- Как попасть в футбольную академию: путь к профессиональному футболу - 02/10/2024 11:12