В Правительство России поступила инициатива, способная полностью изменить правила игры для миллионов будущих водителей и встряхнуть многомиллиардный рынок автошкол. Национальный автомобильный союз предложил вернуть самоподготовку к экзаменам в ГИБДД, утверждая, что нынешняя система обучения провалилась: лишь четверть выпускников сдают вождение с первого раза, а на дорогах растет число аварий с участием подростков. Разбираемся, почему обучение стало формальностью и есть ли шанс получить права без обязательных лекций и «накатывания» часов.
Почему система дала сбой?
Национальный автомобильный союз (НАС) на днях обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением, которое звучит почти революционно: разрешить россиянам готовиться к экзаменам на права самостоятельно. Да, вы не ослышались. Без обязательного посещения автошколы. Учить теорию дома, а практиковаться с частным инструктором.
Но зачем ломать то, что, казалось бы, работает? А оно работает? Давайте посмотрим на сухие цифры, которые и стали причиной этого обращения. Статистика сдачи экзаменов в ГИБДД, мягко говоря, удручает. Лишь 38% выпускников автошкол сдают теорию с первого раза. С практикой все еще хуже — всего 25%. То есть, три из четырех человек, заплативших немалые деньги и потративших несколько месяцев на обучение, не могут доказать свою готовность сесть за руль. Возникает резонный вопрос: чему их там учили?
В НАС прямо говорят о слабой подготовке преподавателей и отсутствии у руководства автошкол мотивации добиваться успеха своих учеников. Конвейер работает, деньги поступают, а результат… результат мы видим на дорогах.
И вот тут мы подходим к самому тревожному факту. За первое полугодие 2025 года количество ДТП с участием несовершеннолетних выросло на 4%. Число погибших детей увеличилось на 3%. Особенно пугает рост аварийности среди самых юных водителей в возрасте 16–18 лет — сразу на 17,2%. Кажется, связь между качеством обучения и безопасностью на дорогах становится слишком очевидной, чтобы ее игнорировать.
Назад в прошлое или шаг в будущее?
Предложение НАС, по сути, возвращает нас в дореформенные времена. До 5 ноября 2013 года в России можно было готовиться к экзаменам экстерном. Потом эту возможность убрали, как считается, для борьбы с коррупцией и повышения качества подготовки водителей. И вот, спустя более десяти лет, мы снова обсуждаем ту же идею.
Что конкретно предлагают? Во-первых, разрешить самостоятельное изучение теории. В эпоху, когда есть масса онлайн-ресурсов, приложений и курсов, это выглядит логично. Во-вторых, позволить нанимать частных инструкторов для практических занятий. Идея в том, что частник, репутация которого зависит от успехов его учеников, будет больше заинтересован в результате, чем инструктор на зарплате в крупной автошколе.
В качестве дополнительной меры предлагается ввести обязательное изучение ПДД в школах в рамках нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины». И это, пожалуй, единственное предложение, которое не вызывает серьезных споров.
Деньги решают всё?
Конечно, за этой инициативой стоят и большие деньги. Рынок автошкол в 2024 году оценивался в 65 миллиардов рублей. Если предложение НАС будет принято, автошколы могут потерять от 10 до 15 миллиардов рублей в год. А вот доходы частных инструкторов, наоборот, могут вырасти до 8 миллиардов. Это серьезное перераспределение финансового потока.
Неудивительно, что мнения экспертов разделились. Руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль напоминает, что запрет на самоподготовку в 2013 году помог снизить коррупцию и улучшить статистику аварийности. Он опасается, что возвращение старой системы вернет и старые проблемы.
С ним не согласна председатель правления Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева. Она считает, что главное — это качество итогового экзамена в ГИБДД. Если экзамен строгий и объективный, то не так уж важно, где и как человек готовился.
Что в итоге?
Инициатива НАС вскрыла серьезную проблему: существующая система подготовки водителей дорогая и неэффективная. Она не гарантирует ни успешной сдачи экзамена, ни, что самое главное, безопасного вождения. Предлагаемая альтернатива выглядит заманчиво, но несет в себе риски возврата к коррупционным схемам и снижению общего уровня подготовки.
Сейчас мяч на стороне правительства. Чиновникам предстоит решить, стоит ли идти на кардинальную реформу, которая затронет интересы многомиллиардного бизнеса и миллионов будущих водителей. Очевидно одно: оставлять все как есть — уже не вариант.
Хотите быть в курсе главных новостей из мира технологий и общества? Подписывайтесь на наш Telegram-канал Digital Report!
- Масштабный сбой WhatsApp в России - 22/12/2025 17:23
- Россияне назвали бедностью доход ниже 50 тысяч рублей - 22/12/2025 13:07
- Яндекс Телемост получил функции мессенджера - 22/12/2025 12:47



