Пиратство во благо продаж – это возможно?

0
Альфа-Банк (CPS) KZ API

Одним из оправданий пиратства всегда служила отсылка к продажам конкретного продукта, который от него пострадал. Эксперты уверены, что большая часть пиратов никогда бы не купила фильм, игру или программу. Поэтому влияния на продажи пиратство, по сути, не имеет. Зато его можно рассматривать, как рекламу и драйвер продаж. Пиратские копии могут являться «пробниками», после которых добропорядочный покупатель заплатит за легальную копию. Так ли это, давайте разбираться.

Михаил Пименов, директор образовательных программ факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия».

Может ли пиратство фильмов и игр стимулировать их продажи?

Пиратство фильмов и игр способно стимулировать продажи, но сильную роль это играет в тот момент, когда сам рынок находится в самой начальной стадии. Как пример – это середина 90-х в России, когда о консолях фактически никто не знал, а работу с дистрибуторами и формированием рынка занимался такой, бренд как «Dendy», – по сути, пиратский клон Famicom от Nintendo. Продавать консоли (как, впрочем, и картриджи) по тем ценам, которые были на Западе, у нас в стране не представлялось возможным в силу огромного разрыва в экономике. То же было и с рынком компьютерных игр: цены на лицензию были 20-40 долларов за коробку, тогда как пиратские диски стоили до 100 рублей. Тогда издатели лицензионной продукции это тоже понимали, поэтому придумали манёвр с jewel-упаковкой: убрали большие коробки с «начинками», оставив только сам диск с видеоигрой, пластиковую коробку и обложку. Это позволило отбить часть пиратского рынка, перейдя на локальные цены, и постепенно выровнять ситуацию с пиратством в стране. Сейчас «большие» коробки всё ещё встречаются, но это уже коллекционные издания и премиальный сегмент. Под конец 2000-х аудитория массово стала переходить на «цифру», а платформы-дистрибуторы проделали большую работу, чтобы конечный покупатель смог избавиться от проблем с установкой всего необходимого ПО для игры, имел локальные цены, множество распродаж и возможность ставить игры и смотреть фильмы фактически по нажатию одной кнопки.

Верна ли мысль, что пират не купит игру или другой цифровой продукт, поэтому нельзя посчитать ущерб от пиратства? Действительно ли авторы цифровых продуктов несут огромные убытки из-за пиратства?

Если человек по определению в силу финансового положения или же каких-то личных убеждений пользуется исключительно пиратской продукцией вроде торрентов и платформ, которые позволяют получать контент в обход издателям, то он при любых ограничениях всё равно будет искать способ это сделать. Наша аудитория была готова платить далеко не сразу: чтобы это произошло, она прошла долгий путь вместе с издателями и дистрибуторами, которые тоже были вынуждены подстраиваться под запросы нашего рынка. На данный момент можно наблюдать рекордное снижение доли пиратского рынка, к которому привели как действия со стороны поисковиков и регуляторов, так и упрощения способа доставки контента между автором и конечным потребителем.

Как вы оцениваете успешность усилий России по борьбе с пиратством?

Сейчас наблюдается положительная динамика по снижению числа пиратского контента, но дело даже не в самой борьбе, а в новых возможностях потреблять контент. Цифровая дистрибуция смогла фундаментально упростить задачу и сократить цепочку «автор – дистрибутор – потребитель». Многие процессы стали автоматизированные, система подписки смогла отлично зарекомендовать себя как со стороны онлайн-кинотеатров, так и видеоигр: Steam от Valve, Epic Games Store от Epic Games, GOG от CD Project RED – все эти платформы отлично себя чувствуют и приносят компаниям прибыли совсем иных порядков, нежели система распространения физических копий. У сервиса PlayStation Plus, например, 41,5 миллиона пользователей, которые каждый месяц оплачивают подписку. Если касаться в целом рынка консолей, то в силу экосистемы там сейчас практически победили пиратство. Мы уверенно движемся к моменту, когда от аналоговых носителей начнут уже полностью отказываться. Развитие подобных экосистем и максимальное удобство потребления контента для пользователей – главный двигатель индустрии. Упрощение использования сервисов позволяет охватывать больше целевых сегментов, а скидки, акции и локальные цены – потреблять контент в тех количествах, которые не будут бить по ежемесячному бюджету. Иметь миллионы треков в кармане стоимости CD-диска – это те реалии, в которых мы живем прямо сейчас.

Софья Главина, пресс-секретарь экономического факультета РУДН.

По сути, пиратство связано исторически с отставанием предложений цифровых сервисов и их качества от развития технологий: когда появился интернет, было легче скачать фильм, чем идти в кино или покупать физическую копию. Теперь ситуация меняется: появляется огромное количество сервисов по подписке, и количество усилий для просмотра требуется гораздо меньше – просто оплатить, а для скачивания теперь нужно больше времени, а также это отбирает место на диске ПК.

Тем не менее на фоне пандемии был зафиксирован рост пиратства по всему миру. Само пиратство вряд ли может стимулировать продажи фильмов и другого контента. Скорее, как показала пандемия, потребление пиратского контента растет вместе с потреблением легального по подписке. Так, из-за локдауна Netflix получила 15.8 новых подписчиков в первом квартале 2020 года. Отсюда следует, что роль играет лишь стимул, а потенциальный пират и так будет потреблять нелегальный контент.

Действительно ли авторы контента несут ущерб от пиратства, подсчитать сложно. Тут есть два фактора: заядлые пираты итак бы не заплатили, и считать просмотры можно, конвертируя их в упущенную прибыль; во-вторых, в случае стриминговых сервисов аудитория пиратских и легальных сервисов может пересекаться: порой любимый сериал в переводе пираты выкладывают на порядок быстрее, чем официальный сервис.

Несмотря на попытки борьбы с пиратством, блокировкой сайтов-зеркал в случае с видеоконтентом и других, едва ли эти меры в долгосрочной перспективе будут эффективными. Все подобные сайты пишутся на типовых движках типа DLE и Ucoz, покупается очередной домен и настраивается SEO, а рядовой пользователь в итоге после незамысловатого запроса в поисковике переходит по первому же результату и начинает просмотр. Любые законы и меморандумы не будут эффективными, пока пиратские ресурсы будут эффективно окупать большие рекламные бюджеты. Пока это преимущественно ставки на спорт и казино. Но, возможно, один из путей решения проблемы –стриминг бесплатного контента с низким разрешением и большим количеством рекламы: это может привлечь более широкий круг рекламодателей и монетизировать не платящую аудиторию.

Skillbox
Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Comments are closed.

Перейти к верхней панели