Краудфандинг давно будоражит фантазию людей, которые мечтают реализовать свои мечты, создать что-то новое не отдавая при этом часть успеха бизнес-ангелам и инвесторам. В теории, краудфандинг мог бы стать идеальным инструментом для реализации потребительских желаний. Захотел зритель «правильное» продолжение фильма «Матрица», сбросились и сняли. Точно так можно примерить «краудфандинг» на любой продукт или услугу. Вот только несмотря на невероятный потенциал, народный сбор средств еще не стал значимой альтернативой инвестициям и корпоративным бюджетом. Мы попытались с экспертами понять, на что реально собрать деньги в России и стоит ли это делать.
Краудфандинг подходит для бизнеса, технологий, творчества и социальных проектов
Оксана Токарева, сотрудник медиаотдела Boomstarter.
Насколько ограничен карудфандинг в России? На что можно собрать деньги и как не нарушить законодательство?
По классическому краудфандингу — не краудинвестинг или краудлендинг — ограничений минимум. Как в плане законодательства, так и в плане правил площадки. Только очевидные вещи вроде «нельзя предлагать оружие, наркотики, алкоголь и табак» — при этом даже на бары собирать можно, просто в вознаграждениях нужно предлагать сертификаты на посещение, а не сам алкоголь. Мы не запускаем также проекты, связанные с политической пропагандой, сетевой маркетинг. Не запускаем «пирамиды». Все проекты, не противоречащие закону, и все товары, которые можно продавать в интернете без специальных лицензий у продавца и площадки — допускаются на краудфандинге.
Также уточню, что раз мы говорим о краудфандинге, а не краудинвестинге, то нельзя предлагать долю в бизнесе, проценты от прибыли, акции. Это просто другая ветвь, другая специфика, и для этого есть другие площадки, инвестиционные платформы. Вот в этой сфере есть свои законодательные ограничения.
Для чего подходит краудфандинг: только для игр и приложений? Почему студии не собирают деньги, например, на фильмы? Что мешает пользователям профинансировать франшизы, на которые студии не рискуют выделять средства?
Краудфандинг подходит для бизнеса, технологий, творчества и социальных проектов. Для крупных брендов это может быть хорошая репутационная история. Для малого бизнеса это старт и развитие, тестирование идеи.
Бизнес может быть разным, но нужно понимать, что на краудфандинг люди не пойдут за товаром или услугой, которые можно легко купить в другом месте. Именно поэтому сегодня настолки и комиксы с книжками в краудфандинге популярнее, чем, скажем, салоны красоты или кафе: купить булочку или сделать маникюр можно у дома, а такой книги в продаже пока нигде нет, после выхода она будет стоить дороже. Кроме того, автор комикса легко может сделать лимитированную обложку и автограф автора, экземпляров с которыми не будет в открытой продаже. что добавит стимула идти именно на предзаказ. А как сделать лимитированный маникюр? От предзаказов на краудфандинге всегда ждут эксклюзива. В том же сложность краудфандинга для приложений: это рынок, в котором сложно эмоционально вовлечь, и на рынке полно конкурентов. Крауд-кампания любого бизнеса должна быть такой, чтобы клиент сразу понял, почему он должен нести деньги именно вам, а не тем, кто уже на рынке.
Краудфандинг для бизнеса — это предпродажи нового продукта или дополнительный канал продаж
Краудфандинг для бизнеса — это предпродажи нового продукта или дополнительный канал продаж, который подразумевает человеческое общение со своим клиентом, активное вовлечение клиентов в развитие бизнеса через демонстрацию его «человеческого лица». Здесь нет ограничений по тематике. Кроме того, есть тренды, которое задает общество. В 2016 году на площадке активно собирали пекарни, сыроварни, фермерские хозяйства. В обществе был такой запрос. В 2020-м «выстрелили» проекты категории «Здоровье». Сегодня краудфандинг популярен в среде авторов и фанатов комиксов, графических романов, настольных игр. А начался он во в всем мире и в России с музыки (если брать историю централизованных площадок). История краудфандинга безотносительно к площадкам началась намного раньше, это и известные памятники, или книги по подписке.
Фильмы в краудфандинге тоже собирают. Например, в этом году авторы фильма «Майор Гром — чумной доктор» привлекли больше 10 миллионов в поддержку выхода расширенной версии. Но деньги на фильм у них были, это больше работа с аудиторией, усиление ажиотажа вокруг премьеры и предпродажи мерча. В 2013-м собрал больше 3 миллионов фильм 28 Панфиловцев. Часто выходят на краудфандинг авторы короткометражек, они собирают в районе 100 — 300 тысяч. Документальный фильм «Васенин» в 2014-м вызвал взрыв интереса к краудфандингу, проектом заинтересовались такие крупные фигуры, как Познер, Ургант, Гордон, Миронов и даже Лавров. В те годы был тренд на фильмы в краудфандинге.
Сначала доверие, личный контакт, множество касаний через разные каналы — потом деньги…
Причины осторожности студий и причины слабых сборов любого отдельного проекта только — в том, что для успешного краудфандинга сначала нужно собрать крепкое сообщество друзей проекта и фанатов идеи. Нельзя выйти на краудфандинг и надеяться, что холодная аудитория незнакомых вам людей, которая в первый раз о вас слышит, сразу пойдет и даст денег. Сначала доверие, личный контакт, множество касаний через разные каналы — потом деньги на краудфандинге. Это банальная психология.
Если студия молодая, у нее еще нет ни фанатов, ни репутации, зато есть много критиков на форумах и необходимость прорываться через блоки в головах у людей. Люди думают: «вокруг уже есть миллион игр и фильмов, которые можно взять и посмотреть прямо сейчас. Зачем мне поддерживать эту неизвестную новую игру\ этот неизвестный новый фильм, когда я даже не уверен, что это будет круто?» Если студия давно работает, но клиентская база — люди, которые не стали друзьями проекта, и компания с ее продуктами для них — всего лишь одна из тысячи, не они так, другие — это то же самое, что аудитории фактически нет. Она есть, но она все еще холодная.
Если эти барьеры удается преодолеть, сборы получаются. Нет ограничения: студии игр не собирают, студии фильмов не собирают. Собирают все, у кого есть фанаты, харизма, друзья, контакты, кто горит своей идеей и заряжает других.
Какие негативные стороны есть у краудфандинга? Имеет ли этот инструмент будущее в далекой перспективе?
Единственный минус краудфандинга — как раз те самые блоки в голове у людей, через которые приходится пробиваться, и необходимость уделять массу времени и сил PR-работе. Также многим кажется, что краудфандинг — это «стояние с протянутой рукой», хотя на самом деле это совсем не так. На краудфандинге вы предлагаете новый продукт или необычный опыт, спонсор получает что-то взамен. И эмоциональный заряд совсем другой. Поэтому перспективы у краудфандинга как инструмента развития бизнеса очень большие, особенно с учетом наступления «экономики доверия», «экономики совместного действия» и развитием идей шеринговой экономики.
Собирали деньги на студийную запись рок-альбома
Артём Аргунов, писатель, журналист, общественный деятель.
Осенью 2018 — зимой 2019 мы провели первую крауфандинговую компанию на Planeta.Ru. Собирали деньги на студийную запись рок-альбома. Мы — это я, выступавший в качестве автора слов ко всем песням, и Луганский музыкант Виталий Журба, выступавший в качестве композитора и исполнителя. Альбом предполагалось записывать на студии ныне, к сожалению, покойного Юрия Яковлевича Дерского, ранее работавшего с Олегом Газмановым, Валерием Леонтьевым и другими.
Так как на студии планировали осуществить лишь часть работы, нам необходимо было собрать всего 115 тысяч. Не смотря на отсутствие опыта и, как следствие, допущение множества ошибок, мы всё же собрали несгораемую сумму, т.е. чуть больше половины заявленного сбора — 58 тысяч с копейками. В основном люди переводили по 100 — 300 рублей, но была пара переводов и по 10000. Сотрудники сервиса нас оперативно консультировали по всем интересующим вопросам, не оставляя наедине с проблемами. Для первого раза, считаю, наш результат вполне удачный.
Альбом в итоге всё же был записан и презентован, многие песни из него сейчас ротируются на местных радиостанциях. Так что как минимум для музыкантов это вполне эффективный инструмент!
Краудфандинг всегда предполагает сбор средств на общественно-полезную цель
Фёдор Мурачковский, генеральный директор и сооснователь крупнейшей в России краудфандинговой платформы Planeta.ru.
Насколько ограничен краудфандинг в России? На что можно собрать деньги и как не нарушить законодательство?
Краудфандинг всегда предполагает сбор средств на общественно-полезную цель. Под это определение попадает довольно много категорий проектов: культурные и творческие инициативы, социальные и благотворительные кампании, бизнес-проекты, типа открытия кафе, запуска линейки производства нового продукта (будь то гаджет или настольная игра), социальное предпринимательство. Но есть и «запрещённые» категории: мы не запускаем проекты, связанные с личными целями, религиозной или политической деятельностью, а также проекты, нарушающие законодательство.
В России действует ФЗ-259, регулирующий деятельность инвестиционных платформ (краудлендинговых и краудинвестинговых — это два других направления крауд-технологий, помимо краудфандинга), но его действие не распространяется на классические крауд-площадки, типа Planeta.ru.
2021 год показал существенный рост рынка крауд-технологий. По прогнозам экспертов, до конца года он достигнет 8 млрд рублей, а по итогам 2022 года превысит планку в 10 млрд. При этом нужно понимать, что бОльшую долю рынка занимает именно краудлендинг — займы бизнесу, некая альтернатива традиционному банковскому кредитованию. От краудлендинга краудфандинг отличается тем, что за поддержку проектов наши авторы предлагают только нефинансовые вознаграждения — будущий продукт со скидкой, мастер-классы, приглашения на мероприятия, включение имени участников проектов в титры фильма и пр. Предлагать долю в бизнесе или процент от прибыли, обещать возвращать вложенные деньги участников с процентами в краудфандинге нельзя. Именно поэтому мы называем наших пользователей не инвесторами, а «участниками, спонсорами». Общий сбор Planeta.ru за 9 лет приближается к 1,7 млрд рублей.
Для чего подходит краудфандинг: только для игр и приложений? Почему студии не собирают деньги, например, на фильмы? Что мешает пользователям профинансировать франшизы, на которые студии не рискуют выделять средства?
Почему не собирают на фильмы? В этом ноябре вышел трейлер фильма «Ампир V» по мотивам фэнтезийного романа Виктора Пелевина, 7.5 млн на его создание собрали на Planeta.ru. Высокие оценки критиков различных фестивалей в этом году получила подростковая драма режиссёра Александра Ханта «Межсезонье», 1,5 млн на препродакшн фильма было собрано на «Планете». В 2020 году 2,3 млн рублей с помощью краудфандинга собрала команда «Квартета И» на съёмки своего нового фильма «Обратная связь». Понятно, что в контексте общего бюджета фильма эти деньги занимают маленькую долю, но краудфандинг для таких больших проектов и не нужно рассматривать как единственный источник финансирования. Он позволяет привлечь интерес к идее, оценить её востребованность, найти новых партнеров, раскачать комьюнити проекта или сформировать его. Не нужно рассматривать его ТОЛЬКО как источник финансирования, в таком случае это слишком «дорогие деньги».
Для игр и других продуктовых проектов (выпуск книги, гаджета, музыкального диска, календаря, мерча и пр) краудфандинг отлично подходит ещё и потому, что является инструментом сбора предзаказов: за поддержку проектов люди получают вознаграждения, и в таких проектах флагманским лотом является сам продукт. Приложения именно в России идут сложнее, видимо, потому что нашим людям важно иметь возможность «пощупать» или ощутить силу своего вклада, а приложение — это нечто абстрактное. Хотя, конечно, были успешные проекты и по выпуску приложений. Например, женское сообщество «MOMMYS» очень быстро собрало почти 600 тысяч на создание собственного приложения MOMMYS App. И в этом смысле сообщество — действительно важная движущая сила проектов любой тематики.
У краудфандинга один большой минус — это работа
Какие негативные стороны есть у краудфандинга? Имеет ли этот инструмент будущее в далекой перспективе?
У краудфандинга один большой минус — это работа. Безусловно, у платформ есть своя аудитория и они работают с ней, предлагая интересные проекты, но всё равно каждый проект предполагает большую работу автора не только по оформлению, но и по продвижению идеи. Однако это же одновременно и его большой плюс: привлекая внимание к крауд-проекту, автор привлекает внимание и к своей инициативе. Довольно много авторов Planeta.ru в процессе продвижения своих проектов находили дополнительные возможности: авторы творческих проектов — продюсеров, социальных — попечителей, а бизнес-проектов — инвесторов, которые вне крауд-кампании вносили деньги на развитие проекта. Именно поэтому у краудфандинга отличные перспективы для развития. Особенное развитие сейчас получает как раз гибридное финансирование, когда к народному (краудфандингу) прибавляются деньги крупного бизнеса или инвесторов/ продюсеров. Для многих крупных компаний успешная крауд-кампания — показатель актуальности и востребованности инициативы. Так, такие мировые гиганты, как Xiaomi и Amazon даже запустили собственные крауд-платформы для тестирования спроса на концепты товаров.
- Звезда «Достучаться до небес» Тиль Швайгер прибыл в Минск для съемок - 07/11/2024 15:30
- Российские ученые научили крысу отвечать на научные вопросы - 07/11/2024 10:48
- Курс биткоина побил исторический максимум на фоне выборов в США - 06/11/2024 13:15