Цифровизация в детском допобразовании у специалистов области на устах еще с 2012 года — с момента постановки президентом РФ соответствующей задачи в “майских указах”. Как развивалась отрасль с тех пор и с какими вызовами она сталкивается сегодня, рассказывает эксперт в области применения цифровых технологий в обучении, сооснователь, директор по продуктам компании Inlearno Владимир Шашков.
На чем “стоит” цифровизация в детском допобразовании?
Прежде чем переходить к разговору о вызовах, с которыми сегодня сталкиваются специалисты в области цифровизации детского дополнительного образования, нужно очертить границы законодательства в этой области. В “майских указах” 2012 года (Указ Президента от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») в числе прочих была поставлена задача к 2020 году достичь значения в 75% в рамках показателя охвата детей дополнительным образованием. Для ее реализации сначала предстояло понять, как определить исходные значения для последующего расчета 75%. Дело в том, что статистическая отчетность не могла быть взята за исходную единицу: она сдается организациями, и в расчет идет не число детей, а количество оказанных услуг. Следовательно, если ребенок ходит в одной организации в два кружка или если он посещает разные организации, то он будет посчитан несколько раз. С тем, как избежать подобного мультиподсчета регионы РФ пытались разобраться до 2014 года, однако подобная предварительная работа так и не увенчалась результатами. Пришлось приступать непосредственно к цифровизации, в том числе и для решения этой первостепенной задачи подсчета числа детей.
Далее в рамках паспорта приоритетного проекта “Доступное дополнительное образование” в каждом субъекте Российской Федерации была внедрена целевая модель развития дополнительного образования, которая предполагает организацию проектного подхода к управлению этой сферой. Она подразумевала:
— внедрение проектного подхода к управлению сферой дополнительного образования и проектного офиса соответственно;
— внедрение независимой оценки качества программ;
— изменение механизмов финансирования дополнительного образования;
— внедрение информационной системы для управления сферой дополнительного образования.
В 2016-2017 году был разработан Единый национальный портал дополнительного образования, который должен был стать информационной системой для управления сферой дополнительного образования на федеральном уровне. Однако после апробации решение было признано ошибочным. В системе дополнительного образования задействовано около 16 млн детей, около 100 000 образовательных организаций, которые реализуют около 1 млн программ. Поддержать такое количество участников в рамках одной площадки оказалось непосильной задачей.
В 2017 году была разработана новая архитектура, которая подразумевала создание региональных информационных систем (региональные навигаторы дополнительного образования) и федеральную систему для сбора основных данных из региональных систем для принятия управленческих решений. По заказу Министерства просвещения было разработано типовое решение регионального навигатора дополнительного образования, федеральная система сбора данных, функциональные требования к региональным навигаторам. Регионам РФ была предоставлена возможность бесплатно получить, установить и внедрить типовой региональный навигатор либо разработать свое решение с учетом функциональных требований.
В 2022 году все субъекты РФ внедрили региональные информационные навигаторы.
Как это работает?
Рассмотрим основные возможности регионального навигатора на примере типового решения, разработанного по заказу Министерства просвещения РФ в 2017 году.
Все программы в навигаторе проиллюстрированы, оператор навигатора может настраивать цветовое оформление сайта и публиковать статьи, новости в сфере дополнительного образования. Большая работа проделана для того, чтобы описание занятий, расписание поддерживалось в актуальном состоянии. Реализована внутренняя скоринговая система, согласно которой программы ранжируются на сайте: чем подробнее описание, чем больше изображений, отзывов родителей и детей, заявок, тем выше программа будет в каталоге.
Важным является внедрение профориентации в информационных системах. Дело в том, что в рамках программ дополнительного образования можно организовать обучение азам очень многих профессий, а иногда и не только азам. Важно, учитывая все данные о ребенке, результаты прохождения тест-игр, тестирований или иных механик профопределения, подобрать соответствующие программы обучения. Это позволяет ребенку попробовать то или иное занятие не просто из интереса, а уже с прицелом на то, кем он может стать в будущем. Такого рода ранняя профориентация (с 6 класса) нацелена на то, чтобы к окончанию обучения в школе большинство детей так или иначе представляли, чем они хотели бы заниматься в жизни и выбирали образовательные программы в высших учебных заведениях осознанно, повышая тем самым вероятность успеха в жизни.
Региональные навигаторы постоянно развиваются. Для более глубокого понимания их деятельности опишу их основные функциональные возможности по этапам развития:
1 этап — базовый функционал:
— формирование каталога кружков и секций;
— подача заявок на зачисление в электронном виде;
— личные кабинеты родителей и детей;
— личные кабинеты поставщиков услуг и педагогов;
— формирование каталога мероприятий в сфере дополнительного образования.
2 этап — разработка и внедрение дополнительных модулей:
— поддержка системы персонифицированного финансирования;
— независимая оценка качества образования;
— профориентация;
— дистанционное обучение;
— авторизация через единую систему идентификации и аутентификации.
3 этап — интеграции на региональном и федеральном уровнях:
— интеграция с федеральным порталом Госуслуги;
— интеграция с Единой информационной системой Дополнительного образования;
— интеграции с региональными порталами государственных услуг;
— интеграция с дневниковыми системами;
— интеграция с информационными системами центров выявления и поддержки одаренных детей;
— интеграция с центрами управления региона.
Сегодня навигаторы во всех регионах уже находятся на третьем этапе развития.
Что ждет цифровизацию в детском допобразовании далее?
Несмотря на то, что все региональные навигаторы сегодня уже являются довольно развитыми и усовершенствованными платформами, на этом процесс цифровизации в детском допобразовании не останавливается. Я вижу следующие возможные этапы развития систем:
- Интеграция с поставщиками цифрового образовательного контента – для использования тренажеров и других современных средств ведения образовательного процесса.
- Интеграция с информационными системами в сфере социального обеспечения для выявления особых потребностей у детей с ОВЗ, инвалидов, семей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
- Интеграция с системами среднего профессионального и высшего профессионального образования, центров опережающей профессиональной подготовки – long life learning – для построения более точной образовательной траектории, учитывая весь объем данных об обучающемся с детского возраста.
- Интеграция или встраивание спортивной сферы и сферы культуры – у организаций в сфере физической культуры и спорта, культуры есть свои запросы на информатизацию, которые можно обеспечить в рамках одной информационной системы, а можно развивать на региональном уровне разные информационные системы с обязательной интеграцией для оформления витрины для родителей и детей всего многообразия дополнительного образования на одном сайте.
- Обогащение портала открытых данных – обязательна публикация и поддержка в актуальном состоянии открытых данных сферы дополнительного образования для использования всеми заинтересованными субъектами.
- Мобильное приложение для родителей и детей – привычки пользователей должны быть поддержаны разработчиками, мобильный трафик сейчас на сайтах составляет примерно 75%.
- Интеграция с системами «Проход и питание» или «Едиными картами жителя» — для автоматизированного или автоматического заполнения журналов посещаемости.
- Интеграция с крупными CRM системами, которые используют частные образовательные организации.
- Интеграция с бухгалтерскими системами организаций для ведения кадрового учета и поддержки сертификатов дополнительного образования.
- Модуль-конструктор образовательных программ.
- Модуль лучших практик и цифрового контента, созданного педагогами, с монетизацией для мотивации педагогов к созданию востребованного цифрового контента.
- Модуль «Досуговые центры и дома культуры» для регистрации организаций без лицензий на дополнительное образование.
- Подсистема навигации среди курсов повышения квалификации для педагогического и управленческого состава.
- Адаптация навигатора для использования его детьми от 10 лет.
По данным сервиса Яндекс.Метрика, в 2022-2023 учебном году навигаторами воспользовались более 12 млн родителей и детей. Через них было направлено более 10 млн заявлений на обучение в кружках и секциях (300 тысяч из них на портале Госуслуги). Интересно, что из 12 млн посетителей сайтов региональных навигаторов 1.3 млн — это пользователи до 18 лет, то есть 1.3 млн детей самостоятельно выбирали себе кружки и секции. Причем доля детей в трафике сайтов растет каждый год.
Выбирая себе подходящее занятие вне школы, ребенок учится делать выбор и нести за него ответственность. Не всегда выбранные программы в итоге соответствуют интересам ребенка, но в детском возрасте цена такой ошибки невелика, а польза огромна. Как говорится, лучший подарок ребенку на совершеннолетие – умение принимать решения. Образовательные результаты у детей, самостоятельно выбравших себе кружки и секции, как правило, тоже выше.
- В России обнаружены сосиски с риском рака - 21/11/2024 14:04
- Китай нашел крупнейшее месторождение золота - 21/11/2024 13:54
- Star Wars Outlaws: стелс уходит в тень, свобода действий выходит на первый план - 21/11/2024 13:41