Чем плох закон о предустановке российского ПО на смартфоны

0

Закон о предустановке российского ПО на смартфоны может больно ударить по российскому рынку мобильных устройств. Очень скоро, с нового года, производители смартфонов будут вынуждены решить вопрос с исполнением российского законодательства, которое требует устанавливать российские программы на новые гаджеты. Ожидается, что отечественные производители ПО и цифровых услуг получат за счет этого фору, возможность вытеснить с цифровых платформ зарубежных конкурентов. Но будет ли такое решение работать, мы спросили у экспертов – юристов и представителей ИТ-компаний России.

Алла Калинина, ведущий юрисконсульт консалтинговой компании АО «Группа Присяжнюка. Управление инвестициями»

По закону о предустановке российского ПО на смартфоны, можно выделить следующие недостатки:

Во-первых, Это приведёт к ухудшению конкуренции, и в итоге отрицательно скажется на качестве и выборе доступного ПО. Закрепление в порядке предварительной установки российских программ для электронных вычислительных машин на технически сложные товары потребительских свойств таких программ как: не менее 100 000 скачиваний программного обеспечения в месяц, не менее 100 000 уникальных пользователей в месяц, не дает возможности небольшим компаниям-производителям участвовать в распространении своего программного обеспечения, даже при условии, что компании могут соответствовать остальным пунктам закона. При этом указанное количество скачиваний или уникальных пользователей может изменяться, в том числе ежемесячно. Кроме того, в случае предустановки такого ПО на устройство, количество таких скачиваний значительно снизится, как и количество уникальных пользователей.

Установление высокого порога по скачиваниям и пользователям «консервирует» российский рынок прикладного программного обеспечения, создаёт неравные условия для российских разработчиков, не позволяет использовать механизм предустановок в случае необходимости вывода на рынок нового российского программного обеспечения.  Данное требование не учитывает возможности наличия непопулярных (начинающих) производителей оборудования с аудиторией в несколько миллионов человек, где никакое приложение не может набрать 100 000 уникальных скачиваний в месяц в силу небольшого количества пользователей платформы.

При этом в настоящее время отсутствуют единообразные метрики, обеспечивающие подсчёт количества скачиваний и уникальный пользователей, а мобильная операционная система Android, например, допускает установку прикладного ПО как из различных «магазинов приложений», так и напрямую пользователей из установочного файла *.apk.

А также сам механизм предустановки российского ПО изготовителем прямо предполагает снижение количества скачиваний такого ПО непосредственно пользователем, что отрицательно отразится на таких значениях популярности уже предустанавливаемого ПО.

Во-вторых, в случае принятия предлагаемого регулирования могут возникнуть негативные последствия в части увеличения стоимости продукции. Организация процесса предустановки отечественных программ на технически сложные товары вызовет дополнительные издержки у их производителей, как следствие может возрасти стоимость товаров для конечного потребителя.

В-третьих, возможен риск ухода с отечественного рынка разработчиков технически сложных товаров, построенных на использовании проприетарных операционных систем (например: продукция компании Apple), как следствие есть вероятность роста рынка «серых» товаров, общественное недовольство.

В-четвертых, репутационные риски для разработчиков отечественных программ, выраженные в негативной реакции пользователей на «навязывание» и снижении популярности отечественного программного обеспечения у пользователей.

При этом, с другой стороны, можно отметить несколько преимуществ: закон ускорит решение вопросов импортозамещения программного обеспечения в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также возможно приведет к росту популярности отечественного программного обеспечения.

Игорь Иофчу, руководитель юридического департамента группы компаний «Гаскар Групп»

С 01 января 2021 года отечественный софт будет обязателен к предустановке на всех устройствах, официально реализуемых на территории страны. Законы в России часто подвергаются пересмотру, корректировке и точечным настройкам. Таким образом, да, комментируемый закон может быть пересмотрен, но на мой взгляд пересмотр его будет незначительным и будет связан в первую очередь с ужесточением требований к участникам рынка. На мой взгляд, важно устанавливать более четкие требования к приложениям, которые попадают в официальный перечень ПО. Сейчас они довольно размытые.

И по сути, обязательным условием является лишь нахождение приложения в Едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных. Недостатком этого закона является искусственное создание «тепличных» условий отечественным производителям ПО. Обязательная предустановка ПО на устройства, которые практически не производятся российскими компаниями, порождает ситуацию, когда иностранный поставщик просто обязан покупать лицензии на использование программ. Да, с одной стороны это, поддержит производителей отечественного ПО, но с другой стороны, ограничение конкуренции и создание особых условий в долгой перспективе может негативно сказаться на отрасли в целом. Все мы понимаем, что нормальное развитие продукта возможно только в конкурентной среде.

С другой стороны, нельзя не отметить тот факт, что российское ПО в последнее время показывает очень хороший рост производительности и многие информационные сервисы или системы по своим показателям не уступают зарубежным аналогам. Всем российским производителям отечественного ПО можно только позавидовать и порадоваться за них, поскольку уже с 1 января база их пользователей, вне зависимости от их действий, станет увеличиваться. Но также следует готовиться к тому, что увеличение количества пользователей может повлиять на работоспособность приложений, а также новые пользователи могут давать негативную обратную связь. Но каких-то титанических сдвигов после принятия этого закона я бы не прогнозировал, ведь большинство приложений, которые будут установлены на технику, уже сейчас известны широкому кругу пользователей: сервисы, почтовые клиенты, российские социальные сети и онлайн-кинотеатры и так далее.

Евгения Хамракулова, начальник отдела по работе с зарубежными партнерами компании «Доктор Веб».

Постановление правительства о предустановке российского ПО на смартфоны, которое вышло в рамках Закона о защите прав потребителей, на наш взгляд может быть пересмотрено, если профессиональное сообщество выступит с серьезной критикой и вариантами внесения поправок. На данный момент уже было опубликовано заявление депутата Госдумы, в котором говорится, что на этой неделе будет внесена поправка о переносе сроков вступления закона с 1 января на 1 апреля 2021 года, будет ли перенос сроков и внесение каких-либо правок – покажет время, сейчас сложно что-то прогнозировать.

Первое на что хочется обратить внимание в постановлении, что приложение должно быть бесплатным на протяжении всего жизненного цикла с возможностью покупки расширенного функционала. Распространение ПО имеет различные коммерческие модели, в случае изначально бесплатных приложений – это лишь удешевляет их стоимость.

Для некоторых компаний-разработчиков технологически сложного программного обеспечения предустановка в соответствии с новым законом будет просто коммерчески не то что не выгодна, а просто не возможна. В законе рассматривается возможность перехода с бесплатной версии на платную через магазин приложений, но в этом случае стоит помнить, что доход, который могли бы получать российские ритейлеры будет уходить в магазины приложений, которые не являются российскими компаниями. Комиссия маркетов варьируется от 30% и выше.

Второй момент, который вызывает вопросы – это то, что ПО производителем которого является компания из стран Европейского Экономического Союза отдается приоритет. Также в Постановлении содержится требование к ПО/компании, которое заключается в подтверждении популярности, т.е. количества пользователей, подтвержденное аудиторской компанией. Эти данные легко подтверждаются статистикой скачиваний в маркетах приложений и внутренней статистикой продаж компании и партнеров-ритейлоров.

Подтверждение статистики аудиторской компаний является бюрократической процедурой, которая лишь усложняет процесс подачи заявки для компаний. Кроме того, в законе совершенно не учитывается тот факт, что некоторые производители устройств действуют на основании своих локальных законодательств и имеют ряд ограничений в работе с различными разработчиками ПО. Также интересно, что, фактически, если говорить об антивирусе с его классическими функциями, то не для всех операционных систем его можно разработать, например, iOS – не предусматривает возможность разработки антивирусной защиты.

Важно отметить, что Постановление в сегодняшней трактовке отрицает закон о конкуренции. То есть, российским пользователям не дают даже опосредованного выбора — им предустановят только «самое популярное».

Скорее всего целью данного Постановления было увеличение количества распространяемых отечественных программ на территории РФ, но у нас есть сомнения в том, что эта цель будет достигнута, потому что на данный момент слишком много вопросов на которых пока нет ответа. Выгоден ли Закон о предустановке российского ПО на смартфоны российским компаниям или они могут получить негативную реакцию пользователей? За долгие годы работы мы имеем свою аудиторию пользователей и понимаем, что навязывание тех или иных приложений или товаров и услуг только раздражает покупателей.

Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega.

Обязательность установки отечественного ПО в гаджетах не означает, что сама операционная система, на которой работает устройство, должно быть российского производства. Для ИТ-компаний важно то, что Правительство РФ собирает заявки от разработчиков до середины декабря. Показателем российского происхождения ПО является то, что владельцем ПО является российское юридическое или физическое лицо.

Это говорит и о том, что компании, которые разрабатывают международные популярные приложения, могут создать их российские аналоги, как это делается в Китае, и после регистрации российского юридического лица осуществлять предустановку ПО. Также прослеживается большой простор для Яндекса: теперь попытки Яндекса предустаналивать свои приложения получили реальную законодательную реализацию. Предполагаем, что в смартфоны попадет их браузер, Яндекс.Облако и иные ресурсы.

Скорее всего, будут интегрированы сервисы Госуслуг, Почты России, РЖД. Если у пользователей останется возможность удалять эти приложения, то ничего плохого в такой предустановке нет. Вопрос заключается в том, возможно ли будет предустанавливать и зарубежное ПО. В негативном варианте отсутствие такой возможности ведет к монополизации круга предустановленного ПО. Думаю, в борьбу за предустановку включится Mail.ru и Сбер.

Хотя будет странно увидеть среди предустановленного ПО приложение Сбербанк.Онлайн, поскольку пользование его услугами не является обязанностью граждан. С одной стороны, при поверхностном взгляде, конечно, делаем вывод о том, что новое ограничение позволяет российскому бизнесу расти, но держим в уме, что дорога открывается, в первую очередь, крупному бизнесу, а ИТ-компаниям поменьше придется сложнее — они не смогут из этого извлечь никакой выгоды. Справка о компании:

Компания Omega разрабатывает мобильные и веб-приложения на международном IT-рынке. С 2011 года реализовала более 300 проектов по всему миру и зарекомендовали себя надежным технологическим партнером для Быстроденьги, Spar, Сбербанк, Росавтодор, Магнит, Volkswagen, Disney, Mattel, Hasbro, СompTIA, Kedoo, ITProTV. На базе офисов в России и США Omega обеспечивает полный цикл разработки от аналитики до тестирования и релиза.

Digital Report
Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Comments are closed.

Перейти к верхней панели