Мировая премьера третьего «Аватара» обнажила неожиданную уязвимость самой кассовой франшизы в истории: визуальное совершенство больше не может скрывать сценарный застой.
Джеймс Кэмерон, годами удерживавший статус «короля мира», столкнулся с самым холодным приёмом в своей карьере. После снятия эмбарго на рецензии «Аватар: Пламя и пепел» дебютировал с рейтингом 71% на Rotten Tomatoes и 61 баллом на Metacritic. Для любого другого режиссера такие цифры могли бы считаться успехом, но для вселенной Пандоры, где планка ожиданий задрана до небес, это ощутимый откат. Первый фильм серии удерживал планку в 81%, а сиквел «Путь воды» — 76%. Теперь же критики открыто говорят о «франшизной усталости» и самоповторах, которые не способен замаскировать даже бюджет, превышающий 400 миллионов долларов.
Сюжетная линия «Пламени и пепла» разворачивается спустя короткое время после трагических событий второй части. Семья Салли, всё ещё оплакивающая потерю старшего сына, сталкивается с новой угрозой — племенем Мангкван, или «людьми пепла». Это агрессивное сообщество На’ви обитает в вулканических регионах и представляет собой полную противоположность миролюбивым лесным и морским кланам. Лидер племени Варанг, роль которой исполнила Уна Чаплин, стала одним из немногих светлых пятен в рецензиях. Её персонаж описывается как сложный и яростный лидер народа, пережившего катастрофу и разочаровавшегося в божестве Эйве. Именно этот конфликт между своими — «плохими» На’ви и «хорошими» — обещал стать главной изюминкой ленты, однако многие рецензенты сочли, что Кэмерон вновь скатился в привычное противостояние с людьми, когда «люди пепла» заключают альянс с вернувшимся полковником Куоритчем.
Техническая сторона фильма традиционно не вызывает нареканий, но и здесь слышны нотки разочарования. Журнал Variety отмечает, что после визуального прорыва «Пути воды» новые пейзажи Пандоры — серое небо, пепел и лава — выглядят менее впечатляюще, чем яркие коралловые рифы. Несмотря на безупречный мокап и 3D-эффекты, которые издание Screen International называет «эталонными», всё чаще звучит мнение, что технология стала для Кэмерона самоцелью. Критики BBC и The Guardian и вовсе не поскупились на эпитеты, назвав 197-минутный хронометраж «раздутым скринсейвером» и «набором графических демо-роликов», за которыми теряется человеческая история.
Особое раздражение у западной прессы вызвали диалоги. По замечанию World of Reel, сценарий страдает от упрощений, а злоупотребление сленгом среди молодых персонажей начинает утомлять уже к середине второго часа. Впрочем, даже при таком скепсисе эксперты не сомневаются в коммерческом триумфе. Прогнозы по кассовым сборам на первый уикенд колеблются в районе 350–380 миллионов долларов во всём мире. Огромный интерес зрителей к бренду и отсутствие серьезной конкуренции в праздничный период, скорее всего, позволят фильму приблизиться к заветной отметке в 2 миллиарда долларов.
Проблема «Пламени и пепла» может лежать не в качестве исполнения, а в завышенных ожиданиях. Кэмерон создал мир, который настолько совершенен визуально, что зритель подсознательно требует такого же уровня от драматургии. Пока что франшиза держится на инерции восторга от технологий, но растущий разрыв между формой и содержанием ставит под вопрос долговечность интереса к четвёртой и пятой частям, работа над которыми уже ведётся. Для многих «Пламя и пепел» стал подтверждением того, что Пандора — прекрасное место для экскурсии, но в третий раз посещать одни и те же достопримечательности под другим освещением становится скучно.
Чтобы не пропустить глубокие разборы главных премьер и новости из мира технологий, подписывайтесь на телеграм-канал Digital Report.
- Астрофизик Дэвид Киппинг предупредил об опасности контакта с инопланетянами - 27/12/2025 21:52
- Госдума призвала россиян объяснить ненужность iPhone своим детям - 27/12/2025 21:48
- Обладатель самого высокого IQ в мире объяснил существование Бога через математику - 27/12/2025 14:36



