Запретят ли Call of Duty, Warzone и Counter-Strike в России?

0

В России, похоже, законодатели всерьез озаботились содержанием военных видеоигр. Оказалось, что популярные среди молодежи игры — это продукт западных студий, которые привыкли изображать американских военных героями, а остальные страны в числе их противников. Примечательно, что первый раз на сценарий таких игр законодатели в России обратили внимание еще в 2009 года, когда вышла игры Call of Duty: Modern Warfare 2. Один уровень содержал сцену, которая стала поводом, чтобы видеоигру попытались запретить, а чуть позже подвергнуть цензуре. Теперь, судя по всему, цензура может добраться до всех западных военных игр. Появилась законодательная инициатива о запрете игр в которых используются изображения военных из недружественных стран. Под такой запрет может попасть игра Call of Duty: Black Ops 4 и другие военные игры, которые в основном создаются в США и Европе. Мы спросили у экспертов, а есть ли смысл в таком запрете?

«Претензии к Call of duty в России, возникают уже не в первый раз»

Василий Овчинников, генеральный директор АНО “Развитие видеоигровой индустрии”.

Претензии к Call of Duty в России, возникают уже не в первый раз, Warzone еще недавно был официально не доступен в России, но запрет скорее помог игре популяризироваться на российском рынке. Подобные ограничения могут лишь негативно отразиться на и так пострадавшей в последнее время отрасли. Сейчас отечественный гейминг не может конкурировать по масштабам и инвестициям, с мировыми западными лидерами видеоигровой индустрии, где выпуск игр это по сути отработанный конвейер. Но за этим конвеером стоит однотипность многих игр, поднадоевшая геймерам и открывающая возможности для оригинальных проектов сопоставимого качества завоевывать сердца людей. Так, например, одним из лидеров продаж в мире в этом году стала Elden Ring — игра, относящаяся к специфическому поджанру souls-like, который из-за повышенной по современным меркам сложности обладает лояльной, но относительно узкой аудиторией поклонников.

Запретят ли Call of Duty, Warzone и Counter-Strike в России?

Выпуск видеоигр это очень дорогостоящий продукт, на Западе в их производство и маркетинг вкладываются сотни миллионов долларов, российские масштабы пока только десятки миллионов долларов в год. Сейчас без ощутимой “боли” заменять западные игровые аналоги могут в Китае, поэтому у нас пока возможный запрет на видеоигры вызовет негативную реакцию геймеров. Еще нужно не забывать, что мы пиратство “победили” 10-15 лет назад. Последний опыт ухода популярных сторов из России говорит, что продукт все равно будет у “пиратов”. В итоге мы можем увидеть противоречия, где руководству доложат о том, что проблема решена, но пользователи все равно будут скачивать игру через неофициальные сервисы.

По моему мнению лучшим решением может стать скорейшее формирование индустрии, способной выпускать конкурентоспособные продукты, которые в будущем смогут конкурировать с зарубежными аналогами? И только потом можно обсуждать введение ограничительно-стимулирующих мер поддержки, а обществу и инвесторам начать вкладывать средства, сопоставимые с российской киноиндустрией, фильмами уровня Вторжение, Легенда №17 или Салют-7, с не меньшим количеством проектов и бюджетом за которым через какое-то время будет и качество, и режиссура и возможность доносить общественно значимые идеи. После таких проектов можно рассчитывать на формирование команд, которые смогут создавать новые интересные продукты, в которые будут играть по всему миру.

Ведь у нас есть большой потенциал, в виде инди-разработчиков, которые остались в России, и с минимальным бюджетом реализовывают проекты с уникальными игровыми механиками. Их преимущество в том, что они не ограничены большими корпорациями или маркетинговыми стратегиями, и могут делать оригинальные продукты, интересные прежде всего потребителю. У нас еще остались российские видеоигровые студии, которые могли бы стать основной для создания подобных игр.

Запретят ли Call of Duty, Warzone и Counter-Strike в России?

Еще важно понимать, что CoD это игра со множеством игровых режимов и процессов. Вопрос о запрете вызвала только часть игры, “кампания” – по сути художественное произведение с сюжетом, режиссурой, работой оператора, диалогами, светом и сценами.

Например, Калибр (1CGS) или Warface (MY.GAMES) учит играть вместе ради победы, в них нет сторон, только команды соперников в равных спортивных условиях. Нет там и острополитического сюжета или пропаганды чего-либо, как и у Escape from Tarkov (Battlestate games) нет как такового глобального сюжета, в котором и живут смыслы, пропагандирующие что-либо. «Калибр», например, соревновательный проект, в нем нет смысловых элементов, это киберспортивный инвентарь.

Что касается борьбы с фейками – лучшим решением будут не запреты, а информирование людей, просвещение их о том что такое информация в современном мире, как ее потреблять и как применять, перепроверять в нескольких источниках и т.д. Тогда фейки не вызовут ничего кроме раздражения или равнодушия, а результатом будет потеря аудитории у таких каналов информации, и в обществе сформируется как с короновирусом коллективный иммунитет и культура потребления информации, в том числе содержащейся в сюжетных играх.

Какой смысл говорить о воспитании тех, кто к 30 годам жизни способен поверить сюжету игры, где военные его страны 10 лет назад по реальному времени, изощренно убивают детей. От чего их можно оградить?

Запретят ли Call of Duty, Warzone и Counter-Strike в России?

«В подавляющем большинстве случаев разработчики игр не стремятся к реализму»

Михаил Пименов, директор по развитию направления игровой индустрии Университета «Синергия».

В видеоиграх часто используются условности — например, в Counter-Strike тоже есть две стороны, которые противопоставляются друг другу, но по факту это как черные и белые фигуры в шахматах, а за один раунд команда успевает поменяться сторонами. В серии Sid Meier’s Civilization игроки сами вольны выбирать любую сторону и развивать историю разных государств — так, как им интереснее. В подавляющем большинстве случаев разработчики игр не стремятся к реализму, а наоборот, пытаются воплотить в игре то, что в реальности встретить невозможно — это может быть альтернативной историей, фантастический сеттинг с другими мирами или механиками, которые нарушают законы привычной нам физики.

Если же игра изначально создается и позиционируется как историческая, то намеренное искажение исторических фактов в ней уже нельзя привязывать к художественному вымыслу. В таких случаях уже сами игроки будут возмущаться и писать гневные тирады на официальных ресурсах компании или даже петиции, как это было в нашумевшем случае с Company of Heroes 2. В этом как раз и заключается большая разница — что считать намеренной целью оскорбить или выставить исторические события в искаженном свете, а что художественным вымыслом. Цензура или запрет в отношении последнего нецелесообразны.

«Сейчас море негатива обрушивается на разработчиков CoD и Battlefield»

Глеб Кадомцев, директор по развитию киберспортивной секции и компьютерного клуба Академия Киберспорта XP.

Полностью понимаю для чего это делается, однако сомневаюсь в результативности мер, которые могут быть приняты.

В данный момент всё ключевые военные тайтлы создаются в США или Европе (Battlefield, CoD, CSGO, ARMA и т.п.). Все эти проекты прежде всего имеют огромную аудиторию, что позволяет, в том числе нашим игрокам очень быстро находить команду и противников для игры, не находясь в зале ожидания часами. И, конечно, не стоит забывать про огромные бюджеты, которые тратятся как на саму игру (процесс разработки), так и на её поддержку, в том числе маркетинговую.

За все эти годы аудитория привыкла именно к этим играм со всеми их особенностями, при этом нет качественных российских аналогов, способных полностью заменить эти игры.

Конечно, после запрета появится дополнительный стимул для наших разработчиков и наверняка появятся интересные отечественные тайтлы, но на их разработку уйдут годы, а пользователи останутся без игры уже сейчас и лишь поднимут волну недовольства и всё равно будут искать способы как обойти запрет.

На мой взгляд, действительно адекватный способ «бороться» с западными играми на военную тематику — это создавать собственные конкурентно способные игры, которые будут перетягивать аудиторию не за счёт запретов, а за счёт интересного предложения. Сейчас море негатива обрушивается на разработчиков CoD и Battlefield, т.к. страдает качество игр, а студии явно пытаются максимально доить свою аудиторию. Если в России появится аналогичный проект, но с адекватной b2p моделью или с разумной f2p моделью, то он имеет все шансы отвоевать большую часть отечественного рынка у западных аналогов. При должной маркетинговой поддержке, само собой.

Россия известна своей армией и оружием, у нас есть все шансы создать крутые военные игры с отечественной техникой, от которой наши игроки будут в восторге.

Digital Report
Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Comments are closed.