Туннель Путина-Трампа за $8 млрд: Россию и Аляску соединят за 8 лет

0

Дональд Трамп назвал идею туннеля между Россией и Аляской «интересной». Это первая реакция американского президента на амбициозное предложение главы РФПИ Кирилла Дмитриева построить подводный переход через Берингов пролив всего за 8 миллиардов долларов и восемь лет. Для сравнения: традиционная смета такого проекта превышает 65 миллиардов. Любопытно, что идея не новая — в недавно рассекреченных советских архивах об убийстве Кеннеди обнаружили рукописный план «Моста мира» между СССР и Аляской с надписью: «Должен быть построен немедленно». Спустя десятилетия мечта инженеров прошлого получает второй шанс.

От Кеннеди до Маска

История этого проекта тянется через века. Впервые о подобном соединении заговорили еще во времена Российской империи, а в советских архивах, которые Россия недавно передала США, обнаружился рукописный план «Моста мира» между Россией и Аляской. На схеме лаконичная надпись: «Мост мира может и должен быть построен между Аляской и Россией немедленно».

Спустя десятилетия мечта инженеров прошлого получила новое воплощение. Кирилл Дмитриев, спецпосланник Путина и глава Российского фонда прямых инвестиций, публично обратился к Илону Маску с предложением реализовать проект через компанию The Boring Company. По словам Дмитриева, туннель может стать «символом единства» России и США, соединив Евразию и Америку железнодорожным путем.

Цифры впечатляют. Традиционная стоимость строительства такого туннеля превышает 65 миллиардов долларов. Но Дмитриев уверяет, что технологии The Boring Company позволят уложиться в 8 миллиардов — в восемь раз дешевле. Срок строительства? Менее восьми лет. Звучит амбициозно, особенно если вспомнить, что Евротоннель под Ла-Маншем стоил около 15 миллиардов долларов, строился семь лет и превысил бюджет на 80 процентов.

География и масштаб

Берингов пролив — это узкая полоска воды, разделяющая Россию и США. В самом узком месте расстояние между берегами составляет всего 86 километров. Посередине пролива расположены два острова — российский Ратманова и американский Крузенштерна. Между ними меньше четырех километров, там же проходит граница государств и международная линия перемены дат.

Глубина пролива относительно небольшая — от 36 до 50 метров по фарватеру. С технической точки зрения это проще, чем многие другие подводные туннели. Евротоннель, например, в самой глубокой точке находится на 75 метрах под уровнем моря, а японский Сэйкан — на глубине 240 метров.

Но длина — это другая история. Сам туннель должен быть около 100 километров, если учитывать подходы с обеих сторон. Это сопоставимо с крупнейшими туннелями мира, но с одним важным отличием: строить придется в одном из самых суровых климатических регионов планеты.

Технология Маска

Илон Маск основал The Boring Company в 2016 году с амбициозной целью — революционизировать строительство тоннелей. Традиционные методы медленные и дорогие. Лучшие современные машины прокладывают около 15 километров в год — это примерно 1,7 метра в час. А стоимость километра туннеля может достигать миллиарда долларов.

The Boring Company обещает сократить эти цифры в разы. Главные новшества — уменьшение диаметра туннелей (до 3,5-4 метров вместо стандартных больших диаметров), повышение скорости бурения и непрерывный процесс укрепления стен во время проходки. Маск заявлял об ускорении бурения в 15 раз по сравнению с традиционными методами.

Компания уже реализовала несколько проектов. В Лас-Вегасе построила систему подземных тоннелей Vegas Loop для перевозки пассажиров на автомобилях Tesla. Но масштаб этих проектов несопоставим с Беринговым проливом. Лас-вегасские тоннели — это несколько километров под относительно благоприятными условиями. Берингов пролив — это совсем другой уровень сложности.

Аналоги в мире

Чтобы понять масштаб проекта, стоит посмотреть на существующие аналоги. Евротоннель под Ла-Маншем — один из самых известных примеров. Его длина составляет 51 километр, из которых 39 проходят непосредственно под проливом. Строительство началось в 1987 году, а открытие состоялось в 1994-м. Итоговая стоимость — около 15 миллиардов долларов в нынешних ценах, что на 80 процентов превысило первоначальную смету.

Японский туннель Сэйкан, соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо, еще длиннее — 53,85 километра, из которых 23,3 километра проходят под водой. Строительство заняло 25 лет и обошлось в миллиарды долларов. Швейцарский Готардский тоннель протяженностью 57 километров стал самым длинным железнодорожным туннелем в мире.

Все эти проекты объединяет одно — они стоили дорого, строились долго и часто превышали бюджет. Обещание уложиться в 8 миллиардов долларов и восемь лет для туннеля под Беринговым проливом выглядит на фоне этих примеров крайне оптимистично.

Экономика проекта

Дмитриев говорит о грандиозных перспективах. Туннель откроет прямой железнодорожный маршрут из США через Канаду и Россию в Китай и дальше — в Европу. Товары смогут перемещаться по суше, минуя морские пути. РФПИ уже изучил различные предложения, включая проект железной дороги США — Канада — Россия — Китай.

Звучит впечатляюще, но есть нюансы. Для полноценной работы такого маршрута нужна не только сам туннель, но и тысячи километров железных дорог в труднодоступных регионах по обе стороны пролива. На российской стороне ближайшая железная дорога находится в тысячах километров от Чукотки. На аляскинской стороне ситуация чуть лучше, но тоже далека от идеальной.

Строительство подходов к туннелю может обойтись дороже самого туннеля. Прокладка железной дороги через вечную мерзлоту, тайгу и горы — задача не менее сложная и дорогая, чем бурение под проливом. Реальная смета проекта «от начала до конца» может составить не 8, а все 100 миллиардов долларов.

Политика и символизм

Дмитриев называет проект «символом единства» России и США. Инициатива прозвучала на фоне передачи Штатам советских архивов об убийстве Кеннеди и после встречи Путина и Трампа на Аляске в августе 2025 года. Пока ни один из президентов официально не прокомментировал предложение.

Идея соединить два континента имеет долгую историю. О таком говорили и в царской России, и в СССР, и в постсоветское время. Но каждый раз проекты упирались в два главных препятствия — деньги и политику. Сегодня к этому добавляются геополитические реалии и вопросы целесообразности.

Депутат Госдумы Виталий Ефимов назвал проект «реальной возможностью», которая может быть воплощена при совместной работе двух стран. Эксперты предлагают сделать туннель совмещенным — автомобильно-железнодорожным, чтобы максимизировать его потенциал.

Вопрос веры

Реально ли построить туннель Путина-Трампа за 8 миллиардов и восемь лет? Технически — возможно, если все пойдет идеально. Практически — маловероятно, если судить по опыту аналогичных проектов. Евротоннель превысил бюджет на 80 процентов. Бостонский Big Dig обошелся в 14,6 миллиардов долларов вместо запланированных 2,5 миллиардов.

The Boring Company действительно показала впечатляющие результаты в небольших проектах. Но разница между туннелями в Лас-Вегасе и туннелем через Берингов пролив — как разница между прогулкой в парке и восхождением на Эверест. Климатические условия, логистика, удаленность от цивилизации — все это многократно усложняет задачу.

Дмитриев обещает, что проект создаст рабочие места, простимулирует экономику и откроет путь для совместной разработки ресурсов. Все это правда — при условии, что туннель действительно построят и он окажется экономически оправданным. Пока же это красивая идея с ценником, который вызывает больше вопросов, чем ответов.

Что дальше?

РФПИ изучает различные предложения и обещает поддержать самое жизнеспособное. Следующая встреча Путина и Трампа запланирована в Будапеште, и, возможно, там обсудят и этот проект. Но между обсуждением и реализацией — пропасть размером в десятки миллиардов долларов и множество технических, экономических и политических препятствий.

История грандиозных инфраструктурных проектов полна примеров того, как мечты превращаются в реальность. Но она же полна примеров проектов, которые так и остались на бумаге или обошлись в разы дороже запланированного. Туннель Путина-Трампа может стать восьмым чудом света. Или очередным амбициозным планом, который утонет в реалиях финансирования и геополитики.

Одно можно сказать точно: если этот проект действительно реализуется, он войдет в историю как один из самых дерзких инфраструктурных замыслов XXI века. А если нет — останется красивой легендой о том, как чуть не соединили два континента ради символа единства.

Подписывайтесь на телеграм-канал Digital Report, чтобы первыми узнавать о самых громких технологических проектах и инфраструктурных мегапроектах будущего.

Digital Report

Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Leave A Reply