Сегодня в России появилось достаточно много государственных инициатив по цифровизации бизнеса и власти. Объемы заказов «за счет бюджета» постоянно растут, однако претендовать на бюджетные деньги могут далеко не все ИТ компании. Госзаказ в России продолжает оставаться «закрытым» клубом, доступ в который получить очень сложно. Мы поговорили с представителями ИТ-сферы о госзаказе и его доступности для всех участников российского рынка.
В России гостендеры — это особенный рынок
Виталий Арбузов, CEO бизнес digital-агентства INPRO.
Тяжело ли в ИТ в России получить государственный заказ?
В России гостендеры — это особенный рынок, в котором сложно существовать. Ни для кого не секрет, что у нас существует картельный сбор для особо крупных тендеров. К сожалению, ФАС на это закрывает глаза, поэтому новому игроку довольно сложно получить государственный заказ.
Какие сложности с госзаказами в ИТ в России существуют?
Ключевая сложность в получение государственных заказов — отсутствие каких-либо критериев и стандартов, которые могут гарантировать качество реализуемых проектов. В документах обычно прописывают только экономические риски, а не качество производства. Именно поэтому я и основал «Подкомитет стандартизации и сертификации цифровой экосистемы» в рамках общественной организации «Деловая Россия». В подкомитете мы стараемся работать так, чтобы законодательство в сфере ИТ-проектов было максимально честным и качественным. Хотим добавить больше регламентированности к государственным закупкам и помочь заказчикам находить честных и квалифицированных подрядчиков.
Возникновение проблем при сдаче госзаказов зависит от типа заказчика
Госзаказ — это всегда проблемы в финале: проверки, претензии?
Возникновение проблем при сдаче госзаказов зависит от типа заказчика и его практики. Просто, чтобы быть уверенными в заказчике, нужно проверять его перед началом участия в торгах через систему СПАРК, Контур.Фокус и т. д. Такие действия обезопасят исполнителей от неподходящего сотрудничества на этапе выбора.
Госзаказ — это закрытая экосистема для избранных или в него могут пробиться новички?
Нельзя сказать, что госзаказы закрытая экосистема: небольшие государственные торги до 10 млн рублей доступны каждой компании. Просто тут появляется другой фактор — страх. Молодые агентства бояться участвовать в гостендерах, потому что они не понимают специфику взаимодействия госорганов. Им проще самостоятельно искать себе заказы в мире бизнеса, чем начинать взаимодействие с государственными структурами. И я в этом вижу огромную проблему, так как новые игроки на рынке могли бы создавать здоровую конкуренцию и производить продукты высокого качества.
В мире госзаказов нельзя однозначно утверждать кому легко, а кому сложно.
Кому легко получить госзаказ, а кому — невозможно? Есть ли критерии, которые позволяют понять бизнесу, когда можно претендовать на деньги государства, а когда — нет?
В мире госзаказов нельзя однозначно утверждать кому легко, а кому сложно — тут скорее нужно погружаться во внутреннюю кухню. Но при этом, можно смело утверждать, что нет четких критериев отбора. В основном, рассматриваются какие-то второстепенные вещи, например: требование к штату, к штатному расписанию, к численности, к обороту. Хотя, я считаю, что должны быть скорее требования касаемые экспертизы компании, а это не всегда показывает оборот и количество сотрудников. Такие моменты важно и нужно сейчас исправлять, ведь digital-индустрия развивается особенно динамично в условиях пандемии, а значит — на рынке все больше высококвалифицированных кадров и конкурентоспособных игроков.
Алексей Александров, генеральный директор компании SEBEKON.
Тяжело ли в ИТ в России получить государственный заказ?
Попасть в тендер легко, а вот получить заказ очень сложно. И связано это с тем, что разработка IT-проекта ― сложная услуга, для нее не существует четкого набора требований, что она должна включать, а чего там быть не должно. Критерии качества IT-продукта всегда индивидуальны.
Даже при наличии хорошо разработанного ТЗ нет гарантий, что в итоге по нему получится качественный и удобный для пользователей проект.
Проблема госкомпаний в том, что в их структуре нет специалистов с опытом реализации ИТ-проектов, способных создать качественное ТЗ. Кроме того, в отличие от бизнеса госкомпании обычно не знают точно, какие задачи должен решить проект. Например, спустили министерствам приказ, что на сайтах всех ведомств должны быть электронные приемные с формой для обращения в публичной части сайта и функционалом для обработки данных в административной части. Но в приказе ничего нет о множестве нюансов такого рода проекта: надо ли валидировать поля формы, сколько человек должны получить обращения, нужно ли устанавливать срок обработки обращения и уведомления по нему, нужен ли общий дашборд для сбора статистики обращений и т.д. Маловероятно, что сотрудник министерства, которому выпала «честь» курировать этот проект, сможет сразу учесть все это и создать хорошее ТЗ.
Чтобы не получить на выходе посредственный проект, представители госкомпаний идут не от тендера, а от подрядчика. Они ищут потенциальных исполнителей, с которыми могут договориться о качестве решения. После обсуждения и разработки подробного ТЗ они подгоняют условия участия в тендере так, чтобы выбранный подрядчик гарантированно смог в нем победить. Например, в тендере могут появиться малореалистичные условия: например, разработка документации к проекту за три календарных дня или разработка дизайн 80 страниц за пять дней. Это значит, что у заказчика уже есть подходящая компания с уже сделанными и согласованными с заказчиком работами. Сюда же относятся такие требования, как определенное количество сертифицированных специалистов, реализованных проектов или точно обозначенное число наград у компании.
Иногда заказчики выбирают другую схему и в условиях тендера дают задание, например, разработать дизайн главной страницы. Выполнение этого задания высоко оценивается в тендере. Например, за стоимость проекта дают 30 баллов, за проектный опыт компании ― 20 баллов, за выполнение задания ― 50 баллов. В таких условиях комиссия, которая принимает решение, может отдать эти баллы подрядчику, с которым есть договоренности.
Если тендер выигран по предварительной договоренности, то проблем нет.
Госзаказ – это всегда проблемы в финале: проверки, претензии?
Если тендер выигран по предварительной договоренности, то проблем нет. Если тендер выигран «вслепую», то при сдаче проекта могут быть проблемы и претензии, которые переходят в проверки и пополнение реестра недобросовестных поставщиков.
Если работа идет по плохо разработанному ТЗ, то способов манипуляции подрядчиков и давления на него много, потому что пункты в ТЗ могут трактоваться по-разному. Еще бывает так, что в процессе реализации проекта меняется менеджер со стороны заказчика, в этом случае условия работы могут измениться на 180 градусов. В конечном итоге решения принимают люди, чаще всего они субъективны в оценках и из-за этого может быть много проблем.
Госзаказ — это закрытая экосистема для избранных или в него могут пробиться новички?
Безусловно, в него могут пробиться новички, но им надо быть готовыми к тому, что, возможно, придется работать в сложных условиях, о которых мы говорили выше, чтобы сохранить репутацию и не попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.
Кому легко получить госзаказ, а кому – невозможно? Есть ли критерии, которые позволяют понять бизнесу, когда можно претендовать на деньги государства, а когда – нет?
На наш взгляд, чуть проще получить госзаказ в двух случаях. Легко получить госзаказ компаниям, которые обладают каким-то эксклюзивом. Например, есть компания «Первый. Бит», которая разработала продукт «1С.Университет». И ей будет проще выиграть любой тендер, связанный с автоматизацией работы вуза, потому что у нее есть готовое решение, которое она создала, внедряет и поддерживает. Проще получить госзаказ большим компаниям с большой историей, потому что у них накоплен огромный проектный опыт, чаще всего в структуре есть тендерный отдел, который защищает интересы компании.
Получить госзаказ легко, уронил цену и выиграл
Александр Соловьев, директор ItProvision.
Получить госзаказ легко, уронил цену и выиграл, особенно что касается 44ФЗ, но вот заработать на нём сейчас крайне сложно, можно сказать невозможно. Если переформулировать вопрос “Тяжело ли в ИТ в России получить прибыльный государственный заказ?” я отвечу – сложно, крайне сложно.
Также нужно понимать, какого размера госзаказ подразумевается, если это маленький заказ и нужна только поставка, то это выигрывается самым дешевым и самым некачественным оборудованием, любой компанией однодневкой. Если заказ на серьезную сумму и есть необходимость в инженерной экспертизе, тут уже серьезная конкуренция федеральных интеграторов.
Какие сложности с госзаказами в ИТ в России существуют?
Сейчас основная проблема в госзаказе — это сроки поставки из-за короновируса, цепочки поставок разорвались и сроки могут исчисляться десятками недель, что раньше приезжало за месяц, зачастую проекты это оборудование и работы, а как выполнять работы, если нет оборудования?!
Также одной из проблем можно назвать импортозамещение, десятилетиями покупали зарубежное оборудование, теперь все меняем.
Госзаказ – это всегда проблемы в финале: проверки, претензии?
Скорее нет, если все вести педантично и в рамках контракта, иногда госзаказчик публикует неадекватный проект госконтракта, который попросту нет смысла подписывать, но многие рискуют и тогда начинаются проблемы, проверки претензии. И когда поставщик не понимает серьезности технического задания, под которое он подписывается, в этом случае претензий не миновать.
Госзаказ – это закрытый клуб…
Госзаказ – это закрытая экосистема для избранных или в него могут пробиться новички?
В ИТ в госконтракт на поставку могут войти новички, но не заработают. На сложные интеграционные проекты, да, это закрытый клуб.
Кому легко получить госзаказ, а кому – невозможно? Есть ли критерии, которые позволяют понять бизнесу, когда можно претендовать на деньги государства, а когда — нет?
Тут стоит конкретизировать, про какой госзаказ идет речь. Госзаказ может быть на разработку ПО, поставку ПО или оборудования, сложный проект поставка и разработка и т.д., Легко получить госзаказ при поставке производителю, который является монополистом. В остальных случаях надо считать, но если учитывать стоимость кредитов, то госзаказ может оказаться убыточным.
- Новая угроза для человечества: Марбургская лихорадка может оказаться страшнее COVID-19 - 02/10/2024 17:19
- Как попасть в футбольную академию: путь к профессиональному футболу - 02/10/2024 11:12
- Windows 11 получила мощное обновление: что нового в версии 24H2 - 01/10/2024 19:11