Оказывается, россияне не могут вернуть дисковые и цифровые копии игр обратно в магазин. В мире существует множество площадок по продаже лицензионных копий видеоигр. Закон, который в России должен защищать права игроков написан 20 лет назад, когда о компьютерных играх законодатели даже не слышали. Поэтому по закону вернуть дисковые и цифровые копии игр невозможно. Только если продавец согласится забрать товар добровольно.
О том, как законодательно регулируются права российских потребителей видеоигр Digital Report рассказал Роман Лукьянов, преподаватель факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия», управляющий партнер Semenov&Pevzner.
Как закон России регулирует возврат некачественной видеоигровой продукции?
Россия в этом вопросе – уникальная юрисдикция. С одной стороны, у нас есть Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливающий стандарты защиты потребителя любого товара. Как показывает практика, покупатели, приобретая видеоигры, исходят из того, что этот закон распространяется и на них.
Однако суды эту презумпцию опровергают (см. например апелляционное определение по делу Буланов v. Mail.ru № 33-21065/19 от 20 мая 2019 года Московского городского суда). Общий подход судов к вопросу защищенности покупателей видеоигр сводится к следующему: не подлежат судебной защите требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией и участием в любой игре, вне зависимости от ее вида.
Это правило вытекает из п. 1 ст. 1062 ГК РФ. Строго говоря, законодатель в этой статье имел в виду азартные игры, именно для них писалась эта норма. Но поскольку писалась она более 20 лет назад, то, конечно, никто не мог предположить, что это лишит правовой защиты миллионы российских геймеров.
По каким правилам осуществляется возврат игр, кто определяет их качество и правила возврата средств?
В силу определенного умолчания возврат игры осуществляется по правилам магазина, где она была приобретена. Однако в определенных случаях правила магазина противоречат национальному законодательству того или иного государства. Это может приводить к серьезным штрафам как для магазина, так и для издателя и разработчика игры.
Так, например, в 2020 году федеральный суд Австралии оштрафовал Sony на два с половиной миллиона долларов за нарушение прав потребителей за то, что Sony на протяжении двух лет отказывали разным пользователям PSN, купившим игры в сторе, в рефанде (со ссылкой на Terms of Use стора). Отказ с точки зрения внутренних правил стора был оправдан, но это не соответствовало законодательству Австралии.
Поскольку в России игроки в силу сложившейся судебной практики лишены какой-либо законодательной защиты, единственное, на что стоит уповать, – это внутренние правила магазина и корпоративную ответственность издателя.
Могут ли игроки в России обратиться в суд на разработчика игры, если она не соответствует их ожиданиям?
Могут, но их будет ждать отказ в иске со ссылкой на статьи 1062, 1063 ГК РФ. Я ответил подробнее в ответе на вопрос первый вопрос.
Почему сложно вернуть дисковые копии игр?
Ровно по тем же причинам, что указаны в ответе на первый вопрос, но тут есть ещё и другой момент. Если с цифровой копией есть хотя бы правила рефанда (возврата средств), установленные магазином, то в случае с дисковой копией игры, таких правил нет. Единственное, на что покупатель мог бы претендовать, – это на закон о защите прав потребителей. Но, как было показано выше, этот закон не работает для геймеров.
Есть ли защита потребителей видеоигр и как это отражается в российском законодательстве?
Её нет.
- Роскомнадзор включил WhatsApp в реестр организаторов распространения информации - 21/12/2024 18:44
- Что такое антидетект-браузер? - 21/12/2024 18:34
- Аналитики предсказывают возможное банкротство Ubisoft в 2025 году - 20/12/2024 21:18