Спустя два года после пандемии российский рынок технологических решений для сферы образования (EdTech) продолжает демонстрировать значительный рост. По прогнозам агентства Smart Ranking к концу 2023 года его объем превысит 100 млрд рублей. О развитии индустрии в сложной экономической и геополитической ситуации рассказывает сооснователь и директор по продуктам компании Inlearno Владимир Шашков.
Для EdTech продуктов пандемия послужила хорошим катализатором, так как во время социальной изоляции почти все участники образовательных процессов перешли на дистанционное образование и вынуждены были пользоваться теми или иными сервисами и платформами. Это позволило рынку масштабироваться и стать серьезным конкурентом традиционного оффлайн образования. При этом с одной стороны онлайн-платформы стали важным инструментом для обеспечения качественных и эффективных образовательных программ, с другой же — пандемия фактически помогла разработчикам снизить затраты на маркетинг и привлечение пользователей.
Конкуренция и рынок
Все EdTech компании можно разделить по направлениям, аудитории и типам бизнеса. Для взрослых, детей и людей пенсионного и предпенсионного возраста разрабатываются программные продукты, которые помогают получить дополнительное и высшее образование, пройти бизнес-обучение и образовательные курсы, посещать вебинары и изучать иностранные языки. В рамках этих направлений существуют образовательные маркетплейсы, онлайн-школы, -библиотеки, -сервисы и другие IT-решения.
Отрасль развивалась и до пандемии, но именно во время самоизоляции многие, кто относился к онлайн-образованию скептически, осознали, что этот формат обучения эффективен и наряду с недостатками имеет и много плюсов. Это вызвало стремительный рост индустрии и повышенное внимание инвесторов. Если сравнивать показатели выручки предприятий EdTech сектора, то до пандемии, за 2019 и 2020 года, компании входящие в ТОП-30 в среднем выросли в два раза, а во время и после нее — примерно в три раза. Сейчас это большой рынок, где есть место и частным образовательным сервисам и государственным онлайн-платформам.
Сегодня в EdTech-отрасли мы видим стабильный спрос не только на учебные программы, но и на сессии с репетиторами и коучами, карьерные клубы и сообщества по профориентации для подростков, менторскую поддержку и т.д. Кроме этого, активно развиваются навигаторы допобразования, платформы для организации внеурочной деятельности, системы мониторинга, например, онлайн-прокторинг для наблюдения и контроля на экзаменах в школах и вузах и т.д.
На уровне государства
Использование сторонних сервисов в государственных образовательных учреждениях не приветствуется. Это в первую очередь связано с передачей персональных данных, в том числе данных об успеваемости. Во время самоизоляции школьное, среднее профессиональное и высшее образование оказались практически не готовы к дистанционному обучению, хаотично использовались разные сервисы, у детей не всегда была техническая возможность подключения. Это заставило государственные EdTech сервисы обратить внимание на нишу дистанционного образования и начать активно развиваться в этом направлении. Среди них можно отметить:
- дневниковые системы, например, Цифровую образовательную платформу «Элжур», Дневник.ру и ФГИС «Моя школа»;
- навигаторы дополнительного образования и платформы для организации внешкольной активности, например, Inlearno;
- платформы среднего профессионального и высшего образования, например, Тандем.Университет;
- единую коммуникационную платформу «Сферум», для видеоконференций и школьных чатов, которая разработана при поддержке Минцифры и Минпросвещения РФ;
- Платформы центров опережающей профессиональной подготовки и т.д.
Проблемы и их решения
Большинство образовательных онлайн-платформ во время пандемии испытывали большие нагрузки, на которые не были рассчитаны, но разработчики довольно быстро научились с этим справляться. Инфраструктурные решения уже тогда позволяли оперативно проводить горизонтальное и вертикальное масштабирование, т.е. использовать больше единиц оборудования с большей мощностью. Так как стоимость «железа» на тот момент была относительно невысока, эти затраты окупились довольно быстро.
— программы для видеоконференцсвязи: яндекс.телемост, Контур.talk;
— полноценные вебинарные площадки с комнатами, досками совместной работы: коммерческие — Pruffme, vebinar.ru, и государственный — VK Сферум и т.д.;
— мессенджеры: VK messenger, Telegram, Whatsapp;
— сервисы совместной работы: Яндекс.Документы, Miro;
— файловые хранилища и файлообменники: Яндекс.Диск, Dropme.
С началом СВО Россия столкнулась с серьезными санкциями. Технологии и оборудование для серверной инфраструктуры сильно подорожали и появились трудности с поставками комплектующих. Российским пользователям пришлось отказаться от зарубежного программного обеспечения и зарубежных сервисов и на этом фоне появились альтернативные российские продукты. Пока не все они могут конкурировать с зарубежными аналогами, но в целом с задачами своими справляются.
При этом не секрет, что за последние несколько лет количество атак на российские сервисы значительно увеличилось. На этом фоне ужесточились требования к безопасности и защите персональных данных, что вместе с необходимостью использовать программное обеспечение, входящее в реестр российского ПО, снижает гибкость образовательных сервисов и платформ при их масштабировании.
Несмотря на все сложности, индустрия EDTech успешно приспособилась к новым вызовам и потребностям, появившимся в последнее время. Рынок активно растет и развивается, что позволит в будущем сделать качественное образование доступным для всех.
- Telegram сбоит: пользователи жалуются на проблемы с медиафайлами - 02/12/2024 20:02
- Бутерброды с колбасой вызывают рак — учёные выявили самые опасные завтраки - 02/12/2024 18:16
- Назван самый мощный Android-смартфон 2024 года - 02/12/2024 17:39