Когда смотришь на игровую индустрию со стороны, кажется, что попасть в неё невозможно – все слишком ярко, динамично, сложно. Создается впечатление, что нужно быть невероятным профи и иметь семнадцать докторских степеней по программированию. Безусловно, навыки и талант необходимы, но геймдев – отнюдь не закрытая тусовка. Рассказываем, как открыть эту дверь.
Сейчас как никогда ощущается нехватка квалифицированных сотрудников с нестандартным мышлением и свежими идеями.
Немного фактов. В стране более 80 миллионов игроков, а объем продаж превышает 177 миллиардов рублей. Да и сам рынок виртуальных устройств на подъеме (вырос в 12 раз за последний год). Кроме того, в России планируется увеличение дохода от игрового сектора до 0,5% в ближайшие 5 лет.
В стране разрабатывают собственную консоль, в библиотеках геймеров все больше уникальных отечественных проектов вроде «Черной книги», Pathfinder: Kingmaker и Indika. И это далеко не всё. Можно и Atomic Heart вспомнить. Словом, обороты растут, таланты нужны. Всё больше просто любителей игр и заядлых хардкорщиков начинают думать о карьере именно в геймдеве. Но прежде чем начать путешествие – нужен план.
В чем заключается план? Во-первых, геймдев – пространство без границ, заплутать довольно просто, поэтому прежде чем начать желать какую-нибудь роль для себя, стоит понять, кто ты есть. В геймдеве есть позиции как для гуманитариев, так и для технарей – от тестировщиков до геймдизайнеров. Стартовые навыки не означают, что другие дороги закрыты, но именно они позволят идти к своей цели, не сталкиваясь с фрустрирующим сопротивлением. Отлично пишете и имеете хорошее воображение? Вперед – развивать себя себе в нарративе. Ладите с людьми? PR-отдел ждет. Надоело писать код для работы светофора? Программисты всегда найдут место в индустрии. Понимание того, кто мы есть и что любим, – вот главный базовый фундамент.
Во-вторых, если начало положено – нарабатывайте портфолио. К слову, это полезно в любой области. Рассказывайте о себе на форумах, площадках, показывайте в соцсетях свои работы или демонстрируйте навыки. Выкладывайте 3D-модели на ArtStation, создавайте небольшие простенькие игры и врывайтесь на itch.io, общайтесь с крутанами в своей области. Развивайте свои социальные скиллы, показывайте прогресс, в том числе в течение условного года. Уже умеете создавать игры? Вперед, на геймджемы! Создавайте в короткие сроки игры с другими ребятами под присмотром специалистов. На талант всегда обратят внимание.
В-третьих, связи. Нет, это не блат, это не быть зятем, сватом, братом. Связи – это близкие по духу люди, которые горят тем же, которые разделяют идеи, мысли и взгляды. Соберите друзей, знакомых (или незнакомых) в одну команду и сделайте крутую игру. Или получите рекомендацию на будущую должность. В геймдев попадали и из настольных игр авторы, которые писали приключения к D&D благодаря таким связям. Знакомства всегда полезны, не говоря уже у том, что приятны.
В-четвертых, развивайте софт-скиллы. Профессионал в Unity отпугнет работодателя, если будет нелюдим и груб. Читайте книги по эмоциональному интеллекту, развивайтесь многосторонне, учитесь работать в коллективе. Нужно уметь адаптировать себя к команде и к обязанностям. Геймдев не стоит на месте, мчит как сапсан. Потому быстро запрыгнуть на одну волну с командой, скажем, в самый разгар разработки и проявить себя с лучшей стороны – важный навык. Пригодится.
В-пятых, определить для себя план обучения. И цель обучения. Куда метите? Над какими играми хотите работать? О чем хотите писать? В каком стиле рисовать? Какие 3D-модели создавать? Далее важно понять, как подходить к процессу обучения. Сколько времени уделять? Распишите маленькие шаги. Сегодня я установлю Unity, разберусь в интерфейсе. Завтра посмотрю, что нужно, чтобы написать код, подготовлю литературу, соберу ролики. Послезавтра – попробую что-то простое, пусть болванчик пробежит по дорожке с небольшими препятствиями. И так далее. Главное разбить план на небольшие цели, чтобы он не казался невыполнимым.
Ускорить развитие поможет образование, курсы. Самостоятельное обучение подойдет людям с армейской дисциплиной. У каждой дорожки есть как плюсы, так и минусы. В основном они упираются в две вещи – время и деньги. Однако большую часть инструментов в геймдеве можно освоить самому, даже игровые движки. Но если есть возможность пройти специализированное обучения, то не стоит этим пренебрегать. В стране университеты уже воспитывают разработчиков и не только. Например, в университете «Синергия» есть факультет игровой индустрии и киберспорта – там учат и менеджеров, и разработчиков.
В-шестых, идите в ногу со временем. Например, художнику или автору нужно осваивать нейросети. Уже сейчас на HeadHunter встречаются вакансии, где необходимо быть на «ты» с ChatGPT. Поэтому чтобы не пропасть, лучше знать основные нейросети, не дать компании возможность нанять промт-инженера. Наоборот, помочь себе и компании делать работу быстрее и эффективнее с помощью современных инструментов.
Ну и напоследок, конечно же, – английский. Без него никуда. И международный рынок, и российский требуют знание языка хотя бы на уровне В2. Поможет понимать софт, потому что интерфейс у каждой программы именно на английском. А иногда предприятие получает заказы как аутсорс-фирма. Здесь нужно коммуницировать с главным офисом. PR-отдел работает с иностранными источниками и площадками для продвижения продукта.
Теперь, когда базовые моменты пройдены, углубимся в особенности двух основных направлений в игровой индустрии. Конечно, только на них свет клином не сошелся. Небольшие инди-студии редко ищут узконаправленных специалистов. Программисты осваивают рисование в Photoshop, а художники – программируют и ведут аккаунты, пиарят игру.
Как попасть в геймдев, если ты гуманитарий?
Деление условное. Назовем гуманитариями тех, кто не дружит с технической работой в геймдеве. Среди профессий: художники, дизайнеры, 3D, анимация, нарративный дизайн, продукт и проект-менеджеры, коммьюнити и PR. Есть где погулять.
Первые четыре часто взаимосвязаны. От 3D-шника зачастую требуют знание анимации и художественной базы. И наоборот. Также в небольших компаниях, где нужны люди-оркестры, от этих позиций требуют и знание игровых движков. Хотя бы для интеграции своих моделей или понимания специфики.
Нарративным дизайнерам следует писать, и, желательно, не в стол. Публиковать свои работы, тренировать себя в сценарном ремесле, собрать портфель крутых сценарных работ. Участвовать в конкурсах, водить D&D-компании, развивать себя в умении рассказывать истории и учиться делать это структурировано. Часто от нарративщиков требуют знание языка программирования, чтобы работать со скриптами для сюжета.
Маркетинговый отдел должен хорошо знать психологию игроков, потому что на ней строят продажи. Уметь работать с социальными сетями, освоить в них инструменты рекламы, прочитать литературу вроде «Слово живое и мертвое» и уметь вести деловую переписку. Нужно гореть играми, уметь красиво о них рассказывать и знать, что рассказывать, чтобы продать игру.
Есть и музыкальная отрасль. Композиторы, саунд-дизайнеры, motion-designer. Здесь важен хороший музыкальный и визуальный вкус. Для освоения этих профессий нужно развивать не только техническую часть (музыкальные инструменты, режиссерские навыки), но и программы для обработки звука, видео и так далее.
UI\UX-дизайнеры занимаются интерфейсами. Чтобы геймеру было приятно взаимодействовать с игрой через визуал. На различные меню – например, экран прокачки – игрок смотрит постоянно, как и на показатель здоровья. Поэтому плохой интерфейс убивает в зародыше прекрасный сюжет. Им требуется ворох навыков. Помимо очевидного – программного (Adobe Illustrator, After Effects, Figma) – нужно знать психологию игрока (чтобы понимать паттерны поведения пользователя и принципы визуального восприятия), маркетинговую часть (для понимания целевой аудитории) и аналитику. Не помешает немного и геймдизайнером быть.
Образование в «гуманитарном» сегменте не обязательно. При определенном таланте и дисциплине каждую роль осваивают за один-два года, особо настырные могут и за полгода. Однако для повышения квалификации и дополнительных бонусов существуют курсы. Они же помогут тем, у кого с дисциплиной плохо, а стать профессионалам хочется быстро. Естественно, образование также дает существенные бонусы, вроде гарантии, что работу помогут найти. К тому же в учебных заведениях огромный комплекс дисциплин.
Как попасть в геймдев, если ты технарь и хочешь творить именно игры?
Самое популярное направление – программирование. Различные языки пригодятся и геймдизайнеру, и мастеру по работе с движками. Даже если игры создают на ассетах и блюпринтах. На самом деле от моделлеров требуют базу. Потому полезно будет освоить C#, C++ и другие языки в зависимости от выбранного направления и софта, на котором будет работать человек.
К слову о движках. Их много, но самых популярных – два. Они доступны всем, и в интернете о них много информации. Unity и Unreal Engine. Первый называют простым, а второй – эффективным. Unity «для всех», а второй подразумевает, что из игры выжимают технологический максимум. С UE сложнее работать, игры на нем, как правило, дороже или выглядят богаче. Но на самом деле ни тот, ни другой ничего не говорят о качестве финального продукта. Уникальные игры создают на каждом из них, а оптимизация – дело рук исключительно сидящего за монитором.
Unity работает, как правило, на C#. Поэтому над движком трудятся только программисты, а художники уже подспорье для них, они предоставляют материал. Геймдизайнеры дают ТЗ, и уже программеры думают над реализацией через код.
Unreal Engine же работает на Blueprint и C++. Blueprint – это визуальный язык. Грубо говоря, кубики Лего. Из них собирают игру без знания программирования. С++ в этом случае скорее будет расширять функционал механики. Fornite на 80% состоит из Blueprint’ов и на 20% из С++. Художники и дизайнеры сами вставляют свои работы в движок, а геймдизайнеры пишут правила и фичи. Конечно, так не в каждой компании, но такой сценарий, особенно в инди-сегменте, предусматривает сам движок. Например, на нем инди-студия Next Genium разрабатывает вдохновлённый Resident Evil хоррор Formind. Есть еще Godot, на котором, например, сделали Slay the Spire 2. Это открытый движок, который работает либо на внутреннем языке GDScript, либо на C#.
Но помимо работы с движками есть еще и другие профессии, где необходимо математическое мышление и работа с кодом. Например, работа над игровым балансом, монетизацией. Это постоянная работа с таблицами, статистикой, формулами и взаимодействие с геймдизайном игры. Кроме того, игровой баланс нужно постоянно тестировать. И не везде для этого есть отдельные люди. Продуктовые аналитики – это те, кто вглядывается в каждую цифру и определяет, какие идеи приносят наибольшую выгоду для бизнеса. Влияют на стратегию команды.
Как попасть в геймдев, если не определился, технарь или гуманитарий?
Ответ – идите в тестировщики. Ловите баги, помогайте улучшать продукт, контролируйте качество. Тестировщиком может стать тот, кто любит игры. В крупных компаниях этому обучают, но в ином случае обучающие материалы можно легко найти как на YouTube, так и на различных сайтах. Нередко с этой позиции люди успешно идут или в программисты, или в отдел маркетинга.
Например, Зак Мамбах, работающий над Dead Space 2 и многими играми по лицензии, вроде Джеймса Бонда и «Битвы за Средиземье», начал свой путь именно так. Устроился случайно в тестировщики ЕА и добрался до продюсирования многопользовательского режима в Battlefield: Hardline и отмененной Star Wars: 1313. И таких примеров масса.
Но сидеть часами и играть по кругу в одну и ту же игру – это не так просто. Поэтому нужна дисциплина, график, личностные навыки, коммуникабельность. Ну и, конечно, амбиции. Просто так тестировщики не переходят с одного уровень на другой. Во всем, чем занимаются девелоперы, требуется постоянное обучение, совершенствование своих навыков или обретение новых.
Резюме
Дадим пару советов и по составлению резюме. Во-первых, полезно составить его в двух вариантах – на русском и английском языках. Во-вторых, в геймдеве важны игры. Не стесняйтесь добавлять в резюме ссылку на свои игровые профили. Или рассказывайте о последних проектах. Работодателю, скажем, гиперказуальной мобильной игры «три в ряд» не будет никакого дела до опыта в 4х стратегиях. Если метит человек в ММО, он должен играть в ММО. На собеседовании будут на это смотреть в большинстве случаев.
Ролей для потенциального кандидата на работу много. Сейчас геймдеву во всем мире не хватает квалифицированных специалистов.
Делайте игры. Или что-то по играм. Пишите сценарии, музыку, клепайте трейлеры, программируйте, моделируйте пушки, рисуйте персонажей. Коснулись далеко не всех профессий, но в каждой главное учиться постоянно и делать игры. Со стороны, когда смотришь на игровую индустрию, кажется, что попасть в неё сложно. Но на самом деле, сложнее из нее выйти.
Автор: Михаил Пименов, директор по развитию направления игровой индустрии Университета «Синергия»
- Как безопасно купить автомобиль: современные инструменты проверки ТС - 25/12/2024 13:33
- Майнинг криптовалют запрещают в России: полный гайд по ограничениям и альтернативам для майнеров - 24/12/2024 13:36
- Американские учёные добились 100% излечения от рака кишечника, но курс лечения обойдётся в 110 тысяч евро - 24/12/2024 13:27