Успех калининградского «Амберавто А5» и грядущее повышение утильсбора подстегнули октябрьский спрос, однако общая динамика года остается негативной.
Российский рынок электромобилей, демонстрировавший стагнацию большую часть года, в октябре 2025 года показал неожиданно рекордные результаты, которых не видели последние полтора года. Покупатели приобрели 1614 новых электрокаров. Этот показатель не только превысил общие ожидания, продемонстрировав рост в 20%, но и оказался на 29% выше цифр сентября. Эту статистику приводят аналитики агентства «Автостат». По словам сооснователя и директора агентства Сергея Целикова, октябрь стал самым удачным месяцем для сегмента «зеленого» транспорта с апреля 2024 года. Этот всплеск выглядит особенно контрастно на фоне затишья, наблюдавшегося в летние месяцы, когда продажи едва превышали тысячу единиц.
Столь резкий всплеск активности, по мнению экспертов, имеет два ключевых и практически одновременных объяснения. Во-первых, рынок живет в ожидании скорого изменения утилизационного сбора. Информация о грядущем повышении ставок традиционно стимулирует покупателей закрывать сделки до неизбежного роста цен. Этот же фактор подстегнул и весь российский легковой авторынок в целом: в октябре продажи выросли на 34% по сравнению с сентябрем, достигнув 83,4 тысяч машин. Для сегмента электромобилей, где доминирует дорогостоящий импорт, любое изменение фискальной нагрузки оказывается особенно чувствительным, что и заставило отложенный спрос реализоваться в кратчайшие сроки.
Во-вторых, в сегменте электромобилей появился новый значимый игрок, сумевший изменить расстановку сил. Впервые в лидеры месячных продаж вышла модель российской крупноузловой сборки — «Амберавто А5». За месяц было продано 358 таких автомобилей, что сместило с пьедестала привычных лидеров из Китая. Эксперты связывают этот локальный успех с агрессивной ценовой политикой и выгодным предложением на фоне импортных аналогов. Автомобиль, собираемый на калининградском заводе «Автотор», смог предложить покупателям баланс цены и характеристик, который ранее был недоступен в сегменте, где безраздельно властвовали либо дорогие официальные импортные бренды, либо машины, ввезенные по схемам параллельного импорта с неясным гарантийным статусом.
Однако за этим локальным октябрьским рекордом скрывается куда более сложная и неоднозначная картина. Несмотря на позитивную динамику одного месяца, общие показатели 2025 года демонстрируют серьезное падение. По данным того же «Автостата», за десять месяцев, с января по октябрь, в России было зарегистрировано всего 9600 новых электрокаров. Этот результат на 37% уступает внушительным показателям за аналогичный период прошлого года. Падение почти на треть — это серьезный откат для рынка, который до этого рос взрывными темпами. Весь 2024 год прошел под знаком адаптации к высоким ценам, проблемам с логистикой и официальным уходом многих мировых брендов. Кроме того, рынок столкнулся с естественным барьером: неразвитость зарядной инфраструктуры за пределами Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких южных регионов по-прежнему остается главным препятствием для массового перехода на электротягу.
Таким образом, нынешний бум — это во многом ажиотажный, или «сахарный», спрос, искусственно подогретый грядущими финансовыми изменениями, а не фундаментальное восстановление сегмента. Доля электромобилей остается нишевой: 1614 машин в октябре — это менее 2% от всех легковых продаж в стране. В то время как в Китае или странах Северной Европы доля «электричек» уже измеряется двузначными числами, в России гравитация рынка остается на стороне традиционных ДВС. Общая доля автомобилей отечественного производства на рынке в целом, по данным за десять месяцев, выросла и достигла 55%, но этот рост обеспечен в основном бензиновыми и дизельными моделями.
Октябрьский рекорд стал для рынка электромобилей скорее тактической победой на фоне общей сложной стратегии. Теперь, когда фактор утильсбора отыграет свое, рынку придется полагаться на фундаментальные показатели. Будущее сегмента в ближайшие месяцы зависит от того, сможет ли «Амберавто А5» и другие локализованные проекты удержать спрос в условиях высокой стоимости кредитования и без ажиотажных стимулов. Это и станет настоящей проверкой жизнеспособности российской программы электрификации транспорта.
- Рекордный импорт мандаринов из Китая в Россию превысил $78 млн - 22/12/2025 01:51
- Появилась новая схема кражи Apple ID и блокировки iPhone - 21/12/2025 20:25
- Microsoft превращает Android-смартфоны в пульт управления Windows - 21/12/2025 20:19



