Процессы цифровой трансформации экономики России в последнее время заметно ускорились. Появилось множество инициатив от различных ведомств по использованию цифровых решений и сервисов. Способны ли они решить ключевые проблемы цифровой трансформации экономики России, об этом мы спросили ведущих экспертов.
Татьяна Крейденко, к.г.н., доцент Экономического факультета РУДН.
Одной из ключевой проблем цифровой трансформации экономики – общее технологическое отставание от экономически высокоразвитых стран (Россий импортирует около 90% аппаратного и 60% программного обеспечения), осложняем введением санкций со стороны ряда государств, в том числе и в отношении товаров двойного назначения, к которым относятся программное обеспечение, устройства передачи данных, смарт-карты и т.д. С одной стороны – это должно способствовать активному технологическому развитию с учетом собственных ресурсов, но с другой существенно его сдерживает. В том числе за счет недостаточной проработки законодательных вопросов, связанных с оборотом информации, генерируемой цифровыми технологиями. Поскольку в условиях цифровизации информация уже не соединена неразрывно с человеком как носителем информации.
К одной из ключевых проблем нормативно-правового регулирования относится отсутствие нормативно-правовых актов, определяющих само понятие «управление данными». В документах определяются или понятие «управление», или «данные», но совместная их трактовка многовариантна.
Кроме того, возникает вопрос разграничения ответственности в случае применения всех технологических решений цифровой экономики. Кто будет нести ответственность в случае аварии с беспилотным автомобилем: компания-перевозчик (а в большинстве случаев – это компания, просто предоставляющая платформу для встречи пассажира и водителя), производителя бортового оборудования, компания обеспечивающая связь, или автопроизводитель пока неясно?
Возникают вопросы и по правовому регулированию прав интеллектуальной собственности на результаты интеллектуальной деятельности, произведенные при участи искусственного интеллекта: в настоящее время по российскому законодательству право собственности закреплено за искусственным интеллектом (то есть компьютером). При этом уже возникает множество споров о принадлежности прав на результат труда искусственного интеллекта. В октябре в Министерство экономики РФ на согласование были направлены поправки в Гражданский кодекс, связанные с передачей прав собственности разработчикам искусственного интеллекта, но тогда возникает вопрос о разграничении результатов, созданных искусственным интеллектом и человеком.
Павел Фролов, основатель и продюсер компании «РОББО».
Говорить о том, насколько законодательство в России удовлетворяет требованиям цифровой экономики, рано. Процесс формирования законодательной базы в технологической сфере начался не так давно, и речь пока идет лишь о единичных нормативных актах или доработке существующего законодательства с точки зрения проникновения технологий в различные отрасли. К числу таких доработок, например, относятся изменения к четвертой части ГК РФ, предусматривающие возможность получения патента в форме электронного документа.
Но уже сейчас очевидно, что российское нормативное регулирование не поспевает за происходящими в индустрии изменениями. Так, у нас в стране все еще никак не контролируется использование инноваций: искусственного интеллекта и роботизации, — на законодательном уровне. Лишь недавно утверждена «Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники», которая подразумевает создание в РФ соответствующей регуляторной среды. Эта среда, по мнению авторов Концепции, должна поддерживать баланс между интересами разработчиков инноваций и их потребителей. Кроме того, документ предусматривает финансовое стимулирование развития ИИ и робототехники, а также упрощение механизмов внедрения этих технологий.
В этом плане мы сильно отстаем от многих технологических держав мира, которые начали стандартизацию индустрии ИИ и робототехники еще в 2008-2011 годах. Впрочем, усилия госаппарата сейчас направлены на то, чтобы этот пробел преодолеть в максимально сжатые сроки. Так, уже к маю этого года должны быть приняты федеральные законы, которые позволят вводить экспериментальные режимы в отдельных отраслях для масштабирования использования ИИ. Кроме того, должны быть приняты меры по стимулированию инвестиций в отечественные продукты и проекты на основе технологий искусственного интеллекта.
Я бы сказал, что законы не тормозят процессы цифровой трансформации экономики, а не поспевают за ним. Так, налоговое и патентное законодательство пока сильно отстает от темпов цифровизации бизнеса. Это существенно усложняет работу инноваторов и изобретателей. К примеру, в процессе масштабирования бизнеса в сфере образовательной робототехники мы в «РОББО» столкнулись с трудностями при переходе на патентную систему налогообложения. Чтобы компании с большим инновационным потенциалом, такие как «РОББО», активно развивались, необходимо расширить виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Кроме того, для индивидуальных предпринимателей должна быть создана законодательная возможность перехода на нее в любое время календарного года.
Особенно остро проблема стоит на региональном уровне. Так, в рамках опроса Аналитического центра (АЦ) в 2019 году 17,3% респондентов заявили, что считают ключевым препятствием для развития цифровой экономики в регионах барьеры в сфере нормативно-правового регулирования. 45 из 79 регионов также признались, что у них отсутствуют собственные программы цифровизации. Они пока плохо понимают, как стимулировать переход в цифру и на какие практики опираться — и этот пробел нужно преодолевать, прежде всего, на законодательном уровне.
В последние несколько лет со стороны государства уделяется все больше внимания процессам цифровизации. Так, сформирована национальная программа «Цифровая экономика 2024», которая подразумевает, в том числе, создание гибкой системы правового регулирования в области технологий. Федеральный проект, помимо прочего, предусматривает принятие нормативных правовых актов в сферах гражданского оборота, финансовых технологий, интеллектуальной собственности и многих других. Все они в перспективе должны снизить барьеры, препятствующие развитию диджитализации в стране.
Для того чтобы ускорить внедрение цифровых проектов в России, важно создать сильную законодательную базу для их поддержки. Поэтому при разработке нормативных актов необходимо, во-первых, анализировать опыт стран, которые уже прошли большой путь в сфере регулирования инновационного сектора экономики. Так, в сфере ИИ и роботизации первые законодательные инициативы появились еще в начале 2000-х. «Корейское право развития искусственного интеллекта роботов» датируется 2005 годом, а доктрина «Правовое регулирование автономных систем в Южной Корее» — 2012-м. В США с 2011 года действуют «Дорожная карта развития робототехники» и «Национальная робототехническая инициатива». В Японии сформированы «Японский план по оживлению экономики», «Новая стратегия роботов».
Во-вторых, стоит привлечь к процессу непосредственных участников рынка — разработчиков систем ИИ и робототехники, их заказчиков, а также научно-исследовательские организации. Все эти меры позволят создать максимально «прикладную» нормативно-правовую систему, ориентированную на решение существующих проблем, а не возводящую новые барьеры.
Денис Сотин, Старший Вице-Президент по информационным технологиям и цифровой трансформации бизнеса банка «Ренессанс Кредит».
Следует отметить, что на государственном уровне в последние годы вопросам поддержки процессов цифровизации уделяется особое внимание, в том числе и на законодательном уровне. Законодательство адаптируется, появляются отдельные нормы прямо касающиеся вопросов цифровой трансформации. Очевидно, что этот процесс продолжится.
Я бы не сказал, что на данном этапе какие-то о конкретные законы мешают цифровой трансформации. Напротив, как уже сказано выше, на уровне государства явно прослеживаются активности по законодательной поддержке процессов цифровой трансформации.
Заинтересовано ли государство в автоматизации процессов, в том числе государственного управления? Безусловно. Мы видим значительное количество изменений в последние годы, в том числе явно заметные конечному потребителю. Все уже привыкли к использованию цифровых сервисов, связанных с государственными услугами, налоговой службой и многими другими. И очевидно, что эта активность развивается и поддерживается на уровне государства.
Я не считаю, что основная проблема на данный момент времени в законодательстве. На мой взгляд, сейчас важно сконцентрироваться на дальнейшей цифровизации на уровне государства, а также обратить особе внимание на подготовку кадров для цифровой экономики. Сегодня именно кадровый вопрос становится наиболее острым: должна быть выстроена система подготовки необходимых сотрудников, с учетом происходящих с огромной скоростью вокруг нас изменений.
- Роскомнадзор включил WhatsApp в реестр организаторов распространения информации - 21/12/2024 18:44
- Что такое антидетект-браузер? - 21/12/2024 18:34
- Аналитики предсказывают возможное банкротство Ubisoft в 2025 году - 20/12/2024 21:18