Популярные интернет-ресурсы все больше и больше волнуют законодателей в разных странах. С одной стороны у этих сайтов и площадок есть огромная аудитория, с другой — нет желания подчиняться законам в отдельных странах. При этом интернет-ресурсы вольны сами вводить свои правила блокировок и цензуры. Эксперт по развитию бизнеса, Владимир Лузянин рассказал Digital Report к чему может привести эволюция медийных площадок и попытки крупных игроков установить цензуру на контент.
В социальных сетях сейчас представлены блогеры и компании, чья аудитория превышает количество зрителей у самых популярных ресурсов страны. Блокировка страницы, профиля или канала для них – один из самых страшных кошмаров.
Но в ситуации «санкций» со стороны интернет-площадки не важно, сколько у вас подписчиков, насколько вы авторитетны, а материалы представляют интерес – это может случиться в любой момент, даже если соблюдать правила как законы своей страны. Если в этой ситуации шансы добиться справедливости?
С ограничениями и деактивацией аккаунтов в различных социальных сетях – Facebook, Twitter – сталкивались многие популярные российские ресурсы. Недавно блокировка четырех видео на английском языке коснулась канала RT на YouTube. Причиной стала, якобы, содержащаяся в них дезинформация о Covid-19. Однако какая именно — не сообщалось. Зато канал неделю не мог делать публикации и проводить прямые эфиры.
Конечно, достоверность транслируемой информации важна независимо от площадки, где она размещается. И теоретически требование YouTube размещать публикации со ссылками на достоверные источники показывает, что видеохостинг действует в интересах пользователей. Вот только если за «достоверными источниками» не скрываются только одобренные научные ресурсы, список которых не зависит от изменения политической ситуации в мире.
Масштаб влияния YouTube – огромен. Сегодня в мире насчитывается 3.78 млрд пользователей социальных сетей. Более 73% взрослого населения США смотрят ролики на самом популярном видеохостинге постоянно. В России ему принадлежит 64% интернет-аудитории страны – видео YouTube на самой площадке и сторонних сайтах, где они размещены, собирают 62 млн. уникальных пользователей.
По мнению Федеральной антимонопольной службы, доминирующее положение YouTube привело к злоупотреблениям. Поводом для расследования стало заявление Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ), пожаловавшейся на действия Google LLC (ему с 2006 принадлежит видеохостинг) за внезапную блокировку, удаление аккаунтов и контента пользователей на видеохостинге YouTube. В результате было установлено, что правила площадки являются непрозрачными, что вводит пользователей в заблуждение, а действия видеохостинга могут привести к ущемлению интересов пользователей, а также к ограничению конкуренции на смежных рынках.
Нарушение антимонопольного законодательства – частая претензия к Google со стороны властей. Например, осенью 2020 правительство США рассматривало возможность иска против ведущей технологической компании за подкуп производителей – производителям смартфонов платили за установку приложения-поисковика по умолчанию на всех устройствах Android. Аналогичные действия предпринимались к операторам связи и интернет-браузерам. В результате своей политики Google стал монополистом, конкурировать с которым не может никто, — их поиском пользуется 80% пользователей. Иск к Google инициировали 11 штатов.
Практика показывает, что противостоять действиям площадок при блокировке можно. Летом прошлого года с блокировкой YouTube -канала столкнулся телеканал «Царьград». Пострадавшая сторона обратилась в арбитражный суд Москвы. Иск удовлетворили — блокировку аккаунта и расторжение договора на монетизацию признали неправомерными.
Поддержку RT оказал Роскомнадзор – он выдвинул Google LLC требование в кратчайшие сроки снять ограничения с канала. По мнению регулятора, действия компании представляют собой цензуру в отношении российских СМИ и являются нарушением принцип свободного распространения информации. По этой статье для нарушителей предусмотрен штраф до 1 млн при первичном нарушении, до 3 млн рублей при повторном.
Противостояние пользователей и площадок – важная проблема. Очевидно, что ресурсы не всегда действуют в интересах пользователей – на них могут сказываться внутренние распоряжения, взаимодействие между странами, личная воля владельцев и многое другое. И даже возрастающее количество блокировок не может помешать росту популярности соцсетей – по прогнозу к 2025 году их количество вырастет до 4.41 млрд. В связи с этим актуальная задача регулятора – выстроить эффективное взаимодействие с ключевыми компаниями для защиты интересов граждан.
- В России обнаружены сосиски с риском рака - 21/11/2024 14:04
- Китай нашел крупнейшее месторождение золота - 21/11/2024 13:54
- Star Wars Outlaws: стелс уходит в тень, свобода действий выходит на первый план - 21/11/2024 13:41