Ford отзывает почти 300 тыс. авто из-за риска самопроизвольного скатывания

0

Дефект программного обеспечения в популярных пикапах и электрокарах концерна может привести к тому, что автомобиль, оставленный на парковке, покатится сам по себе. Подобные сбои в прошлом уже приводили к фатальным последствиям.

Американский автогигант Ford инициировал масштабную отзывную кампанию, затрагивающую 272 645 автомобилей на североамериканском рынке. Причиной стал критический сбой в работе интегрированного парковочного модуля, который ставит под угрозу безопасность не только владельцев, но и окружающих. Согласно документам, опубликованным Национальным управлением безопасностью движения на трассах (NHTSA), проблема кроется в программном коде: система может не перевести трансмиссию в режим «Park», даже если водитель перевел селектор в соответствующее положение и увидел индикацию на приборной панели. В результате многотонная машина остается на нейтральной передаче и способна начать неконтролируемое движение.

Под удар попали флагманские модели бренда, на которые компания делает ставку в своей стратегии электрификации. В группу риска включены электрические пикапы F-150 Lightning, выпущенные в период с 2022 по 2026 модельные годы, и популярные электрокроссоверы Mustang Mach-E 2024–2026 годов. Также дефект обнаружен в компактных гибридных пикапах Ford Maverick последних двух лет выпуска. Ситуация осложняется тем, что современные системы управления трансмиссией работают по технологии shift-by-wire («переключение по проводам»), где отсутствует прямая механическая связь между рычагом в салоне и коробкой передач. Если электроника дает сбой, физической блокировки колес не происходит, что превращает автомобиль в неуправляемый снаряд, особенно если парковка происходит на уклоне.

История автомобильной индустрии знает трагические примеры того, к чему приводят подобные неочевидные неисправности трансмиссии. Самым громким и печальным случаем стала гибель голливудского актера Антона Ельчина в июне 2016 года. Звезда «Стартрека» погиб возле собственного дома в Лос-Анджелесе, когда его Jeep Grand Cherokee самопроизвольно скатился по крутому въезду и прижал владельца к кирпичной колонне забора с почтовым ящиком. Расследование показало, что причиной трагедии стала запутанная конструкция электронного рычага переключения передач, из-за которой водители часто ошибочно полагали, что машина стоит на паркинге, тогда как она оставалась на «нейтрали». Тот инцидент заставил регуляторов и автопроизводителей кардинально пересмотреть требования к индикации и алгоритмам работы парковочных режимов, однако, как показывает кейс Ford, проблема «фантомного движения» остается актуальной и в эпоху тотальной цифровизации автопрома.

Для Ford нынешняя кампания становится очередным испытанием репутации на фоне борьбы за качество. В последние годы концерн неоднократно занимал верхние строчки антирейтингов по количеству отозванных автомобилей в США, сталкиваясь с проблемами от дефектов двигателя до сбоев мультимедиа. Текущая неисправность классифицируется регулятором как критическая, поскольку затрагивает базовую функциональность безопасности. Инженеры компании уже разработали решение: устранение дефекта не потребует замены механических узлов. Проблема будет решена обновлением программного обеспечения модуля управления кузовным оборудованием и модуля переключения передач.

Процедура «лечения» автомобилей демонстрирует преимущества современной архитектуры транспортных средств. Для значительной части владельцев визит в сервис не потребуется вовсе — патч безопасности будет доставлен «по воздуху» (OTA-update) и установится автоматически, как обновление на смартфоне. Тем же, чьи автомобили не поддерживают удаленную загрузку или требуют дополнительной диагностики, придется посетить дилерские центры для бесплатной перепрошивки. Эксперты отрасли отмечают, что подобные инциденты подчеркивают главную уязвимость современных машин: по мере того как автомобили превращаются в «гаджеты на колесах», программные ошибки становятся столь же опасными, как и отказ тормозов в прошлом веке. Владельцам указанных моделей рекомендуется при парковке обязательно использовать электронный стояночный тормоз до момента получения подтверждения об успешном обновлении ПО.

Для оперативного получения новостей о технологиях, автопроме и цифровой безопасности вы можете читать наш телеграм-канал Digital Report.

Digital Report

Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Leave A Reply