Привычные скидки за оплату «своей» картой на Ozon и Wildberries стали причиной большого спора. Пока покупатели экономят, глава ЦБ Эльвира Набиуллина и Сбербанк назвали эту практику «несправедливой» и «грубым вмешательством». Вопрос о «зеленых ценниках» дошел до Госдумы, и банкиры требуют их законодательно запретить.
Первой на проблему обратила внимание Эльвира Набиуллина. Глава Банка России прямо заявила, что такие эксклюзивные скидки — это нечестно.
В чем же дело? По ее словам, когда маркетплейс дает вам лучшую цену только при оплате картой своего банка, он, по сути, ставит других в невыгодное положение. Другие банки просто не могут предложить своим клиентам такие же условия на этой же площадке. Это выглядит как скрытая, но очень жесткая борьба за клиента, где правила диктует владелец платформы.
Банки требуют «запретить и немедленно»
Пока в Центробанке говорят о «несправедливости», в коммерческих банках используют выражения покрепче. Вице-президент Сбербанка Анна Попова на недавнем собрании в Госдуме назвала происходящее «грубым вмешательством» в рыночные отношения.
Позиция банковского сообщества, которое она представляла, проста: это нужно прекращать, причём через закон. Попова дала понять, что обсуждения идут полным ходом в правительстве и ЦБ, и закон, запрещающий такие «ценовые качели» в зависимости от типа карты, должен быть принят как можно быстрее. Банкиры считают, что это исправит «негативную практику» и вернет баланс на рынок.
Маркетплейсы: «А чем мы хуже?»
Сами площадки, ожидаемо, с таким напором не согласны. Представители Wildberries и Ozon в один голос заявили, что они-то готовы договариваться, но зачем сразу «насильственные действия со стороны государства»?
Директор по связям с госорганами Wildberries & Russ Евгений Этин задал резонный вопрос: почему, собственно, к ним такое отношение? У банков есть свои программы лояльности, у мобильных операторов — свои экосистемные «плюшки». Почему же маркетплейсу, который тоже строит свою экосистему, нельзя продвигать собственные финансовые продукты? «Если регулировать, то регулировать нужно всех», — подытожил он.
В пресс-службе Wildberries пошли еще дальше, назвав происходящее «слабой лоббистской попыткой банков и офлайн-ретейла ограничить конкуренцию». По их мнению, вместо того, чтобы жаловаться и требовать запретов, «коллеги по рынку» могли бы сами направить усилия на снижение цен для потребителей. В конце концов, по данным компании, скидки выгодны всем: и покупателям, которые экономят, и продавцам, которые наращивают продажи.
Ozon ищет друзей
Ozon, похоже, решил действовать на опережение. Площадка не только выступила против регулирования, но и анонсировала расширение своей знаменитой программы «зеленых ценников». Директор по маркетингу Олег Дорожок сообщил, что Ozon уже ведет переговоры с четырьмя крупными банками.
Суть в том, чтобы дать возможность другим банкам-партнерам включать своих клиентов в эту программу лояльности. Похожим путем, кстати, идет и «Яндекс Маркет», который уже предоставляет скидки для владельцев карт Альфа-банка.
Не только скидки
Пока шел спор о ценах, замминистра промышленности и торговли Роман Чекушов поднял и другие, не менее важные для продавцов вопросы. Например, что делать с контрафактом? А еще он предложил запретить маркетплейсам менять оферту (то есть условия работы) для предпринимателей «в негативную сторону» чаще, чем раз в квартал. Это, по его словам, даст бизнесу хоть какую-то стабильность.
Конфликт вышел на самый высокий уровень. Банкиры, ощущая угрозу, призывают к жестким законодательным мерам. Маркетплейсы, в свою очередь, защищают свою модель, подавая ее как благо для покупателя. Ближайшие месяцы покажут, чьи аргументы окажутся весомее в кабинетах власти, и выживут ли «зеленые ценники» под напором тяжеловесов вроде Сбера и Центробанка.
Хотите первыми узнавать о том, какие решения принимаются в высоких кабинетах и как они повлияют на ваши покупки? Подписывайтесь на наш Telegram-канал Digital Report
- Три китайских тайконавта застряли в космосе из-за 130 миллионов обломков на орбите - 06/11/2025 21:24
- За поиск в Google россиян штрафуют на 5000 рублей - 06/11/2025 18:51
- 60% запросов Google теперь завершаются без клика на сайт - 06/11/2025 18:38



