Власти Казахстана опубликовали шокирующий предварительный отчет о крушении лайнера Azerbaijan Airlines в Актау, раскрывший неизвестные ранее подробности трагедии 25 декабря 2024 года. Расследование подтвердило худшие опасения экспертов: самолет дважды подвергся «внешнему воздействию», а его корпус был буквально изрешечен загадочными металлическими предметами.
«Удар птиц» или ракетная атака?
В течение роковых 26 минут экипаж пытался спасти обреченный лайнер. Сначала пилоты сообщили об «ударе птиц», затем о возможном взрыве кислородного баллона. Однако следователи обнаружили нечто более тревожное: множество отверстий «правильной прямоугольной формы» в фюзеляже и крыльях самолета.
Высокопоставленный источник в правительстве Азербайджана сделал сенсационное заявление агентству Reuters: «У нас есть фрагмент ракеты ‘Панцирь-С’, извлеченный из самолета и идентифицированный международными экспертами». Это первое официальное подтверждение версии о том, что гражданский борт мог стать жертвой систем ПВО.
Хронология катастрофы: 51 минута между жизнью и смертью
05:11 UTC: Самолет прерывает посадку в Грозном и решает возвращаться в Баку 05:13:31: Первый «звуковой удар», отключение автопилота 05:13:56: Второй удар, бортпроводник сообщает о «взорвавшихся креслах» 05:39:53: Экипаж принимает роковое решение лететь в Актау 06:02:47: Наконец объявлен сигнал бедствия (код 7700)
Роковое стечение обстоятельств
Еще до того, как самолет Azerbaijan Airlines поднялся в воздух, судьба, казалось, была против этого полета. Три официальных авиационных предупреждения – то, что пилоты называют НОТАМами – уже сигнализировали о проблемах с навигацией в районе Грозного. Это все равно что отправиться в путешествие по горной дороге, зная, что все дорожные указатели могут быть сняты, а GPS-навигатор не работает.
«Представьте, что вы ведете машину с завязанными глазами, полагаясь только на голос пассажира, который описывает дорогу», – объясняет авиационный эксперт суть ситуации, в которой оказался экипаж. Пилотам пришлось использовать устаревшую систему радиомаяков – технологию, которую современные летчики применяют так же редко, как современные водители пользуются бумажными картами.
Но настоящие проблемы были впереди. Внезапный удар, природу которого отчет деликатно называет «внешним воздействием», нанес самолету смертельную рану. Системы управления лайнера – его нервная система – начали отказывать одна за другой. Представьте автомобиль, у которого одновременно отказали руль, тормоза и педаль газа. Именно в такой ситуации оказался экипаж, когда вышли из строя все три дублирующих контура гидравлической системы.
Самые тревожные находки ждали следователей на земле. В обломках самолета они обнаружили то, чего никогда не должно быть в гражданском лайнере – множество металлических предметов, оставивших после себя идеально ровные, словно вырезанные по линейке, отверстия в обшивке. Эти находки напоминали скорее военные действия, чем обычную авиакатастрофу.
Загадка последнего решения
Почему опытный экипаж выбрал для аварийной посадки дальний аэропорт Актау, когда ближе были Махачкала, Минеральные Воды и даже родной Баку? Этот вопрос стал центральным в расследовании. Записи переговоров с диспетчерами показывают: российские аэропорты были готовы принять терпящий бедствие самолет. Пилоты долго обсуждали разные варианты, запрашивали погоду в нескольких городах. Но затем, по причинам, которые пока остаются тайной, направили поврежденный лайнер в Казахстан.
Авиационные эксперты отмечают, что при таких серьезных повреждениях гидравлической системы дальность полета могла быть не главным фактором в выборе аэропорта. «Когда у самолета отказывают все три контура гидравлики, пилотам приходится думать о нескольких критических факторах», – объясняет бывший пилот гражданской авиации Михаил Леонтьев. «Во-первых, нужна длинная полоса, потому что торможение будет затруднено. Во-вторых, важна хорошая погода – при отказе гидравлики самолет особенно уязвим к боковому ветру. И в-третьих, может иметь смысл выработать лишнее топливо, чтобы уменьшить риск пожара при жесткой посадке».
Аэропорт Актау, хотя и находится дальше, имеет длинную взлетно-посадочную полосу в 3,052 метра и часто характеризуется стабильными погодными условиями. «Возможно, экипаж решил, что дополнительное время в воздухе – это приемлемая цена за более безопасные условия посадки», – предполагает эксперт. «К тому же, полет на большей высоте дает пилотам больше времени для реагирования в случае новых проблем, чем попытка немедленной посадки на ближайшем аэродроме».
Международное расследование
Чтобы разгадать все загадки этой катастрофы, в Казахстане собралась настоящая международная команда следователей. Главную роль играет транспортная прокуратура Казахстана – страны, где разбился самолет. Но за их плечами стоят эксперты из трех стран: представители Азербайджана, чей самолет потерпел крушение, специалисты из России, где начались проблемы, и инженеры из Бразилии, где был построен этот Embraer.
Это похоже на сложную головоломку, где каждая страна держит в руках свой кусочек мозаики. Только собрав их вместе, можно увидеть полную картину трагедии, унесшей жизни десятков людей.
Чудесное спасение в хвосте
Из 67 человек на борту выжили 29 – все они находились в хвостовой части самолета. Этот факт приобретает особое значение в свете обнаруженных повреждений: именно хвостовая часть сохранила относительную целостность, несмотря на множественные пробоины.
Подписывайтесь на телеграм-канал Digital Report https://t.me/DigitalRep, чтобы следить за развитием этой истории.
- Aстероид 2024 YR4 может столкнуться с Землей в 2032 году - 15/02/2025 14:02
- Масленица и Пасха в 2025: даты и традиции празднования - 15/02/2025 13:47
- Новое обновление Telegram угрожает работоспособности iPhone - 14/02/2025 22:07