Большинство жителей России выбирают аудиоконтент для обучения, а количество прослушиваний образовательных материалов выросло вдвое за год. Почему мы перестаем читать и начинаем слушать?
Учиться во время уборки, развиваться в метро и получать новые знания на пробежке — такая форма образования становится всё популярнее среди россиян. Исследование, проведенное образовательной платформой Нетология и музыкальным сервисом Звук, показало, что 67% россиян используют аудиоформат именно для образования и саморазвития. Более того, за последний год количество прослушиваний образовательного контента в сервисе Звук увеличилось более чем в два раза.
Почему мы предпочитаем слушать, а не читать?
Исследование выявило, что аудиокниги, подкасты и лекции слушают 79% россиян. Из них каждый пятый делает это ежедневно, а 42% — несколько раз в неделю.
Главная причина популярности аудиоформата — его удобство. 62% опрошенных отметили, что аудио помогает совмещать обучение с другими делами. Действительно, зачем тратить время на чтение, если можно послушать лекцию, пока готовишь ужин или едешь на работу? 38% респондентов ценят аудиоконтент именно за экономию времени.
«Один из трендов глобального и российского EdTech — развитие мультимодальной педагогики: предоставление образовательных материалов в разных форматах. Это делает обучение более увлекательным, доступным и инклюзивным», — объясняет Ольга Захарова, методолог команды стратегии и результата «Нетологии».
Что и когда слушают россияне?
Самыми популярными форматами образовательного аудио стали аудиокниги (67%) и лекции с вебинарами (65%). Подкасты выбирают 49% слушателей, а краткие аудиоуроки — 37%.
Интересно, что большинство людей предпочитают слушать образовательный контент во время выполнения домашних дел — так ответили 62% опрошенных. На втором месте оказались поездки в транспорте (46%). По 33% респондентов слушают образовательное аудио на прогулках или выделяют для этого специальное время.
Что касается тематики, то лидируют материалы по психологии, отношениям и образу жизни — их выбирают 68% слушателей. На втором месте профессиональный контент (49%), а на третьем — материалы о развитии навыков (46%).
Как меняются привычки потребления
Большинство слушателей (61%) потребляют аудиоконтент по частям, возвращаясь к нему, когда есть возможность. И только 15% прослушивают материалы от начала до конца за один раз.
Почти половина пользователей (48%) возвращаются к важным моментам прослушанных материалов, а 47% ищут дополнительную информацию по теме. При этом 28% делают заметки и столько же обсуждают полученную информацию с коллегами и друзьями.
Что популярно у слушателей Звука
Согласно внутренней аналитике музыкального сервиса Звук, самым популярным образовательным подкастом стал «10 глупых вопросов», где представители разных профессий отвечают на вопросы о своей работе. На втором месте — «Неземной подкаст» с астрономом Владимиром Сурдиным о космосе, а на третьем — «Лекции Arzamas» по истории, литературе, искусству, антропологии и философии.
Среди аудиокниг познавательного характера лидирует «Думай медленно… решай быстро» Даниэля Канемана. На втором месте — «0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия» Петра Талантова, а на третьем — «Лидер без титула» Робина Шарма.
«В Звуке каждый может найти что-то по душе. Кто-то любит слушать музыку в наушниках во время спорта, кто-то включает дома аудиокнигу с умной колонки, а кто-то – подкасты в пробке с помощью Android Auto или CarPlay», — рассказывает руководитель редакции музыкального сервиса Звук Александр Плетнев.
Готовы ли россияне платить за образовательный аудиоконтент?
Исследование показало, что 39% опрошенных готовы платить за контент и иногда покупают доступ или подписку. Каждый третий согласен платить, если контент будет стоящим, но пока такого опыта у них не было. 24% респондентов предпочитают бесплатные варианты.
Интересно, что основным каналом потребления образовательных подкастов и аудиокниг остается мобильное приложение, однако за последний год заметно выросли прослушивания через умные колонки — более чем в 8 раз.
Тенденция к росту популярности образовательного аудиоконтента отражает не только изменения в технологиях, но и трансформацию самого подхода к обучению. Современный человек стремится использовать каждую минуту эффективно, а аудиоформат позволяет превратить даже рутинные дела в время для саморазвития.
Следите за новыми исследованиями и аналитикой в нашем телеграм-канале: https://t.me/DigitalRep
- Samsung пообещала, что пользователи получат One UI 8 не так медленно, как One UI 7 - 15/05/2025 19:59
- Цифровой щит: как российские «хранилища данных» становятся новой нефтью - 15/05/2025 19:32
- iPhone теперь может управлять авто, но придется купить самый дорогой Aston Martin - 15/05/2025 17:40