Законодательное давление на Youtube и соцсети выйдет боком российским рекламодателям?

0

Недавно Госдума России проголосовала за законопроект о «санкциях за цензуру против россиян и СМИ». Теперь государственные ведомства могут надавить на Youtube и другие соцсети, если посчитают, что те не дают россиянам свободно высказываться на своих площадках. В Сети после принятия законопроекта появились шутки, что инициатором законотворческой активности якобы был Владимир Соловьев.  Однако, вопрос о том, как будут применяться новые законодательные механизмы давления на иностранные интернет-ресурсы и повлияют ли они, в том числе, на рекламодателей соцсетей – повис в воздухе. Мы попробовали разобраться в вопросах вместе с Валентиной Максимовой, членом РАСО, iAB Russia, GWPR, экспертом онлайн лектория Sostav.ru, спикером бизнес-акселератора ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Смогут ли чиновники реализовать на практике законопроект о «санкциях за цензуру против россиян и СМИ»? Можно ли ожидать блокировок Youtube, Twitter и Facebook и даления на соцсети?

Госдума  приняла законопроект, позволяющий блокировать иностранные интернет-платформы за цензуру российских СМИ. Санкции будут грозить за ограничение доступа к информации по признакам национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д., «а равно установления владельцем информационного ресурса иных ограничений, нарушающих право граждан Российской Федерации свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Напомним, что цензуре подверглись такие средства массовой информации, как Russia Today, «РИА Новости», «Крым 24». Одним из первых пострадал YouTube канал ТВ канала «Царьград». Роскомнадзор будет вести реестр платформ, ограничивающих СМИ, и сможет наказывать их блокировками, замедлением трафика и административными штрафами. По сути, на политической арене мир погрузился в гибридную войну, где главным оружием стали информационные атаки и fake новости. В связи с этим исключать блокировку Youtube, Twitter и Facebook нельзя.

Насколько новая инициатива вяжется с международным законодательством? Есть ли аналогичные примеры таких законов в мировой практике?

В соответствии со статьей 19 всеобщей декларации прав человека ООН, каждый человек имеет право искать и получать информацию, а также высказывать своё мнение.  Согласно списку, составленному Комитетом по защите журналистов существенные ограничения доступа информации наблюдается в следующих странах: Эритрея, Северная Корея, Туркменистан, Саудовская Аравия, Китай, Вьетнам, Иран, Экваториальная Гвинея, Беларусь и Куба.

Острее всех ограничения популярных ресурсов почувствуют рекламодатели, которые используют площадки для продвижения товаров онлайн, что менее затратно по сравнению с ТВ рекламой, например. В аналогичной ситуации окажется и сегмент influencer marketing.

Имело ли смысл разрабатывать такой закон под соцсети или было проще договорится с Youtube, Twitter и Facebook и другими площадками? Видите ли вы реальную проблему в ущемлении свободы слова россиян на Западе?

Возможно, если бы объём российской рекламы на площадках Youtube или Facebook составлял значительный вес в общем доходе технологических гигантов, то переговоры можно было вести в бизнес формате исходя из интересов обеих сторон. Однако мы имеем дело исключительно с информационной политикой двух держав, что осложняет ситуацию.

С точки зрения технологий этот кейс обнаружил отсутствие в России конкурентных (с точки зрения охвата и проникновения в домохозяйства) YouTube платформ и программных решений, позволяющих алоцировать производство контента на внутренних серверах. Вероятно, такое ограничение будет подогревать интерес к отечественным решениям: Яндекс Эфир, Яндес Zen, ВКонтакте, Одноклассники Live и т.п.

Риск того, что блокировке могут подвергнуться и другие СМИ достаточно высокий, что еще раз актуализирует необходимость медиа развивать собственные экосистемы и работать в формате мультиплатформенности на собственных или отечественных площадках, пользуясь YouTube лишь для небольших тизерных кампаний. Судебные обращения в данном случае будут носить скорее репутационный характер без положительного результата.

Александр Николайчук
Share.

About Author

IT-журналист, главный редактор Digital Report Russia. Руководил отделом журналистских расследований в агентстве "Минск-Новости", работал журналистом в "БДГ: Деловая газета", "БДГ: Для служебного пользования", редактором интернет-издания "Белорусские новости" и TUT.BY. Автор проекта "Ежедневник", создатель PR-агентства ЕТС и PDF-журнала ET CETERA, систем Bonus.tut.by и Taxi.tut.by, рекламных и PR-проектов. Руководил Radio.tut.by и TB-TUT.BY. Награжден ассоциацией "Белинфоком" за вклад в освещение развития телекоммуникационной отрасли Беларуси.

Comments are closed.

Перейти к верхней панели