Любой цифровой продукт, чтобы быть востребованным, должен решать проблемы пользователей, и дизайн играет здесь одну из ключевых ролей. С его помощью можно не только сделать использование продукта простым и комфортным, но и привлечь внимание аудитории.
Если он качественно выполнен, то помогает увеличивать удовлетворенность пользователей, что, в свою очередь, приводит к уменьшению их оттока, повышению конверсии и росту числа преданных клиентов. Одним из самых значительных этапов в разработке успешного дизайна является тестирование прототипов и готовых функций или продуктов. О видах и этапах тестирования рассказывает дизайнер цифровых продуктов Никита Колядин.
Юзабилити-тестирование (Usability Testing)
Процесс разработки цифрового продукта и его дизайна включает в себя создание интерактивных прототипов, которые используются для тестирования новых функций на реальных пользователях по заранее разработанным сценариям. Чаще всего это делают в Figma и, для выявления потенциальных проблем, тестирования проводятся несколько, обычно пять и более, раз. При этом пользователи выполняют ключевые действия, а разработчики отслеживают их реакции, фиксируя сложности для доработки продукта.
Также возможно проводить коридорное тестирование, где дизайнеры используют своих коллег для быстрого получения обратной связи. Из-за удаленной работы большинство тестирований проводится через видеосвязь с акцентом на демонстрацию экрана и проговаривание мыслей респондентами. По итогам формируется сводная таблица, где фиксируются успехи и проблемы, которые затем исправляются в ходе повторных этапов тестирования.
Тестирование интерфейса (Interface Testing)
Еще одной хорошей практикой является проверка финальных макетов дизайна коллегами, чтобы они проверили их на соответствие дизайн-системе и принятым в продукте UX-паттернам. После этого макеты передаются в разработку. После завершения верстки интерфейса необходимо провести дизайн-ревью, чтобы выявить возможные недочеты, такие как кривые отступы и ошибки в отображении. Также важна проверка корректной работы интерфейса на различных устройствах с разными разрешениями экрана. Если это браузерное приложение, то проверяется совместимость и правильно ли оно работает в разных браузерах и на разных операционных системах. Все обнаруженные проблемы документально фиксируются со скриншотами и видеозаписями и передаются разработчикам для внесения правок.
Тестирование доступности (Accessibility Testing)
Также очень важно не забывать про такую вещь, как цифровая доступность. В мире очень много людей с ограничениями моторики, слуха, зрения и цветовосприятия, которым нужно обеспечить комфортную работу с вашим цифровым продуктом. К сожалению, о ней часто забывают и отводят ее на второй план. Хотя продуманный с точки зрения цифровой доступности дизайн может помочь вам выделиться среди конкурентов и стать одним из ваших УТП.
Начать можно с того, что протестировать интерфейс на разных настройках масштаба в операционной системе. Это не потребует большого количества ресурсов. Также желательно проверять цветовую схему на контрастность и простоту восприятия для людей с ограничениями и особенностями по зрению. При этом стоит учитывать, что значительное количество пользователей использует бюджетные устройства с низким качеством изображения, поэтому рекомендуется проводить тестирование именно на таких экранах.
В России стандарты по цифровой доступности пока в обязательном порядке применяются только для государственных сервисов, таких, например, как Госуслуги. Для коммерческих цифровых продуктов таких требований нет, хотя ГОСТ имеется. В Европе более жесткие требования. Например, во Франции цифровые продукты на законодательном уровне обязаны соответствовать местным государственным стандартам по цифровой доступности. Нам стоит взять на вооружение западный опыт.
A/B тестирование
Этот метод позволяет протестировать инновационные решения на ограниченной выборке пользователей перед тем, как распространить их среди всех клиентов. Суть A/B тестирования заключается в сравнении двух версий продукта — оригинальной и измененной, чтобы оценить, как новая фича влияет на ключевые показатели эффективности.
После внедрения новой функции, метрики тщательно измеряются. Если результаты показывают положительное влияние на определенные KPI, это сигнализирует о том, что фича успешна и может быть развернута для всей аудитории. В случае же, если тестирование выявляет ухудшение показателей, важно понять причины неудачи. Для этого необходимо выдвинуть гипотезы о возможных проблемах и спроектировать решения.
Например, только компания Amazon, в год проводит около 12 тыс. A/B тестов своих цифровых продуктов. Такой подход позволяет наиболее эффективно адаптировать продукты под потребности пользователей и улучшать их опыт взаимодействия с сервисом.
Тестирование – сложный и многогранный процесс, который играет ключевую роль в обеспечении качества цифровых продуктов. Грамотно организованный процесс позволяет минимизировать риски, повышая удовлетворенность пользователей и укрепляя репутацию компании. А в условиях постоянно меняющегося рынка, где пользователи предъявляют все больше требований к цифровым продуктам, можно сказать, что тестирование – неотъемлемый этап их выпуска на рынок.
Дизайнер цифровых продуктов с опытом работы в сфере дизайна более 15 лет. В настоящее время специализируется на изучении и улучшении пользовательского опыта (UX) для e-commerce и финтех проектов. Бывший дизайнер цифровых продуктов Леруа Мерлен.
- В России обнаружены сосиски с риском рака - 21/11/2024 14:04
- Китай нашел крупнейшее месторождение золота - 21/11/2024 13:54
- Star Wars Outlaws: стелс уходит в тень, свобода действий выходит на первый план - 21/11/2024 13:41