Застрявшие в космосе: самые известные случаи, когда астронавты «застревали» на орбите

0

В то время как большинство космических миссий проходят по расписанию, история космонавтики знает немало случаев, когда астронавты и космонавты оказывались «застрявшими» на орбите дольше запланированного срока. Недавнее возвращение американских астронавтов Барри Уилмора и Суниты Уильямс после девятимесячного вынужденного пребывания на МКС напомнило о хрупкости наших технологий перед лицом космической среды. Рассмотрим самые известные случаи космических «робинзонад» и их последствия для экипажей и космических программ.

Девять месяцев вместо восьми дней: эпопея Уилмора и Уильямс

Самым свежим и одним из самых драматичных случаев стало непредвиденное продление миссии астронавтов NASA Барри «Бутча» Уилмора и Суниты Уильямс. 5 июня 2024 года они отправились к МКС на корабле Boeing CST-100 Starliner для краткосрочной восьмидневной миссии. Планировалось, что они вернутся на Землю уже 14 июня, но судьба распорядилась иначе.

После успешной стыковки с МКС у Starliner начались серьезные технические проблемы. Пять из 28 маневровых двигателей корабля отключились во время стыковки, а инженеры обнаружили пять отдельных утечек гелия в системе нагнетания давления в топливных магистралях. NASA и Boeing на протяжении всего лета 2024 года пытались решить эти проблемы, но в итоге пришли к выводу, что возвращение на Starliner слишком рискованно.

В результате было принято решение вернуть корабль на Землю пустым, а Уилмора и Уильямс оставить на МКС до следующей возможности возвращения. Им пришлось присоединиться к экипажам экспедиций МКС-71 и МКС-72, проведя в итоге на орбите 286 дней и совершив 4576 оборотов вокруг Земли.

Спасение пришло от конкурента Boeing — компании SpaceX. 18 марта 2025 года Уилмор и Уильямс наконец отправились домой на корабле Crew Dragon вместе с астронавтом Ником Хейгом и российским космонавтом Александром Горбуновым. После 17-часового полета капсула благополучно приводнилась в Мексиканском заливе у побережья Флориды 19 марта.

Примечательно, что за время своего вынужденного пребывания на станции астронавты не сидели без дела — они провели сотни научных экспериментов, обслуживали системы станции и совершили три выхода в открытый космос. Сунита Уильямс даже побила женский рекорд по времени пребывания в открытом космосе и с общим счетчиком 608 дней на орбите стала вторым по продолжительности американским астронавтом в космосе.

Экипаж «Союз-10» и несостоявшаяся стыковка

Один из первых серьезных инцидентов произошел в апреле 1971 года с экипажем советского космического корабля «Союз-10» в составе Владимира Шаталова, Алексея Елисеева и Николая Рукавишникова. Их задачей была стыковка с первой в мире орбитальной станцией «Салют-1» и работа на ней в течение 30 дней.

Корабль успешно состыковался со станцией, но из-за неисправности в стыковочном механизме экипаж не смог перейти на борт «Салюта». После нескольких неудачных попыток и опасного крена корабля было принято решение о срочном возвращении на Землю. Вместо запланированного месяца космонавты провели на орбите всего двое суток.

Хотя этот случай отличается от других тем, что миссия была сокращена, а не продлена, он стал важным уроком для конструкторов стыковочных систем и повлиял на дальнейшее развитие программы орбитальных станций.

Экипаж «Салют-7»: 237 дней в неисправной станции

Драматичный случай произошел в 1985 году с экипажем советской орбитальной станции «Салют-7» в составе Леонида Кизима, Владимира Соловьева и Олега Атькова. В феврале 1985 года, на 155-й день их пребывания на станции, на Земле полностью потеряли связь с «Салютом-7». Станция перестала отвечать на команды Центра управления полетами и начала бесконтрольно вращаться в космосе.

Для спасения станции был отправлен корабль «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных. Им удалось вручную состыковаться с неуправляемой станцией, проникнуть внутрь и в экстремальных условиях восстановить ее функционирование. Экипаж первоначальной экспедиции в итоге вернулся на Землю только 2 октября 1985 года, проведя на орбите 237 дней вместо запланированных 150.

Этот случай считается одним из величайших технических достижений в истории космонавтики и послужил основой для фильма «Салют-7» (2017).

Экипаж «Скайлэб-4»: мятеж на орбите

Американская космическая станция «Скайлэб» также стала местом незапланированного продления миссии, хотя и по другим причинам. Экипаж третьей и последней экспедиции на станцию, «Скайлэб-4» в составе Джеральда Карра, Эдварда Гибсона и Уильяма Погью, провел на орбите 84 дня с ноября 1973 по февраль 1974 года.

Напряженный график работы и психологическое давление привели к тому, что 28 декабря 1973 года экипаж фактически устроил «забастовку» — астронавты отключили связь с Землей на целый день и отказались выполнять запланированные задачи, требуя пересмотра графика работы и увеличения времени на отдых. После переговоров с руководством NASA условия работы были изменены.

Этот случай, известный как «мятеж на «Скайлэбе»», стал важным уроком для планирования длительных космических миссий и учета психологических факторов.

Экипаж «Мир» и развал СССР: политическое «застревание» на орбите

Уникальный случай произошел с советским космонавтом Сергеем Крикалевым, который отправился на орбитальную станцию «Мир» 18 мая 1991 года в составе экспедиции ЭО-9. Его миссия должна была продлиться пять месяцев, но в декабре 1991 года, когда приближалось время возвращения, произошел распад Советского Союза.

Политический и экономический хаос на Земле привел к тому, что космическая программа оказалась в глубоком кризисе. Крикалеву пришлось остаться на станции еще на полгода, и он вернулся на Землю только 25 марта 1992 года, проведя на орбите в общей сложности 311 дней вместо запланированных 150.

Крикалева часто называют «последним гражданином СССР», поскольку, когда он улетал, страна еще существовала, а когда вернулся — ее уже не было. За время его отсутствия сменился не только политический строй, но и название страны, валюта и флаг.

Задержка шаттла «Колумбия» и срочный ремонт на орбите

В марте 2002 года шаттл «Колумбия» отправился к телескопу «Хаббл» для выполнения планового технического обслуживания. Миссия STS-109 должна была продлиться 11 дней, но из-за обнаруженных во время работы непредвиденных технических проблем с системой охлаждения телескопа экипажу пришлось провести дополнительные выходы в открытый космос и выполнить срочный ремонт.

В результате миссия была продлена на три дня, а общее время пребывания экипажа на орбите составило 14 дней. Хотя по сравнению с другими случаями это относительно небольшая задержка, она показала гибкость программы шаттлов в решении непредвиденных проблем.

Трагическая ирония заключается в том, что этот же шаттл «Колумбия» со следующим экипажем разрушился при входе в атмосферу в феврале 2003 года, что привело к гибели всех семи астронавтов.

Надежда и Фрэнк в «Коламбии»: вынужденная зимовка на МКС

В 2003 году, после катастрофы шаттла «Колумбия», программа шаттлов была приостановлена на долгие месяцы. Это создало серьезные проблемы с ротацией экипажа МКС, поскольку шаттлы были основным средством доставки американских астронавтов на станцию и обратно.

Астронавты Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит, а также российский космонавт Николай Бударин, составлявшие экипаж МКС-6, должны были вернуться на Землю в марте 2003 года на шаттле. Однако из-за приостановки полетов им пришлось остаться на станции почти вдвое дольше запланированного срока. Они вернулись на Землю только 4 мая 2003 года на российском корабле «Союз ТМА-1», проведя на орбите 161 день вместо планировавшихся примерно 90.

Этот случай подчеркнул важность наличия резервных вариантов для возвращения экипажей с орбиты и стал одним из факторов, повлиявших на решение о развитии коммерческих космических кораблей в США.

Космос не прощает ошибок: уроки для будущих миссий

История «застрявших» на орбите астронавтов и космонавтов наглядно демонстрирует, что космос остается крайне опасной и непредсказуемой средой даже спустя более 60 лет с начала космической эры. Несмотря на все технологические достижения, космические агентства и частные компании должны всегда иметь запасные планы и резервные системы для обеспечения безопасности экипажей.

Случай с Уилмором и Уильямс показал, что международное сотрудничество в космосе остается критически важным фактором, позволяющим преодолевать технические сбои и обеспечивать безопасность астронавтов. Программа «перекрестных полетов», в рамках которой американские астронавты летают на МКС на российских кораблях «Союз», а российские космонавты — на американских кораблях Crew Dragon, продлена до 2026 года именно для обеспечения такой страховки.

Для Boeing история с Starliner стала болезненным, но важным уроком. Компания продолжает совершенствовать свой корабль, чтобы в будущем он мог стать надежной альтернативой российским «Союзам» и кораблям SpaceX.

Что касается самих астронавтов, их профессионализм, психологическая устойчивость и адаптивность остаются ключевыми качествами для успешного преодоления непредвиденных ситуаций в космосе. Как показал опыт Уилмора и Уильямс, даже оказавшись «застрявшими» на орбите на многие месяцы, они смогли не только приспособиться к новым условиям, но и внести значительный вклад в научную программу МКС.

Следите за новостями о космосе и технологиях в нашем Telegram-канале Digital Report: https://t.me/DigitalRep

Digital Report
Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Leave A Reply