1 декабря, российский авторынок проснулся в новой реальности: вступают в силу поправки Минпромторга, которые привязывают ставку утилизационного сбора к мощности двигателя. Для частных импортеров это означает фактический запрет на ввоз мощных машин по льготным тарифам.
Наверняка, 1 декабря, станет «черным днем» для любителей мощных иномарок и тех, кто до последнего надеялся привезти автомобиль по старым правилам параллельного импорта. Правительство закрывает одну из последних существенных брешей в системе заградительных пошлин: теперь методика расчета утилизационного сбора кардинально меняется. Если раньше ключевым параметром был объем двигателя, то теперь на первый план выходит мощность. Главная отсечка установлена на уровне 160 лошадиных сил — все, что мощнее, автоматически переходит в категорию коммерческого транспорта, лишаясь льгот для физических лиц.
Для рядового покупателя, который планировал пригнать машину «для себя», эти бюрократические формулировки выливаются в шокирующие цифры. Разница между льготным тарифом, который действовал до сегодняшнего дня, и полной коммерческой ставкой, вступающей в силу с декабря, исчисляется миллионами рублей. Например, популярная Toyota Camry с двигателем 3.5 литра, которую ранее можно было оформить на частное лицо с символическим сбором, теперь потребует доплаты в размере около 2,9 миллиона рублей. Фактически государство уравнивает частника, везущего одну машину, с крупным дилером, заставляя обоих платить по максимальной шкале.
Особенно болезненным удар будет по сегменту премиальных китайских гибридов и электрокаров, которые стали альтернативой ушедшему европейскому люксу. Бестселлер последних лет Lixiang L9, чья силовая установка значительно превышает пороговые 160 сил, дорожает почти на 2 миллиона рублей только за счет налоговой составляющей. Ситуация с европейской классикой выглядит еще драматичнее: спортивные седаны вроде BMW M5 получают наценку в 4 миллиона, что делает их ввоз экономически бессмысленным для перепродажи. Даже массовый сегмент бизнес-класса, представленный моделями уровня Kia K5, прибавляет в цене около 800 тысяч рублей, что мгновенно вымывает эти машины из доступного ценового диапазона.
Логика регулятора прослеживается четко: Минпромторг последовательно реализует стратегию по защите внутреннего рынка и стимулированию локализации. Введение мощностного ценза призвано пресечь «серые» схемы, когда под видом автомобилей для личного пользования в страну завозились коммерческие партии высокомаржинальных машин. Однако эксперты отмечают, что под каток новых правил попадают и добросовестные покупатели. Семья, желающая приобрести надежный минивэн или кроссовер с запасом мощности для безопасных обгонов на трассе, теперь вынуждена либо переплачивать стоимость еще одного автомобиля, либо пересаживаться на менее мощные модели, зачастую уступающие в комфорте и безопасности.
Ситуация усугубляется тем, что декабрьское повышение — это не финал, а лишь прелюдия к следующему этапу. Согласно утвержденной долгосрочной шкале индексации, уже через месяц, с 1 января 2026 года, ставки утильсбора снова вырастут — на этот раз планово, еще на 25%. Таким образом, рынок получает «двойной удар» с интервалом всего в 30 дней. Те, кто не успел растаможить автомобиль до 1 декабря, оказываются в финансовой ловушке: их машины либо застрянут на таможенных складах, либо станут «золотыми» для своих владельцев.
К 2030 году, по расчетам аналитиков, размер сбора за некоторые категории авто превысит 10 миллионов рублей. Это превращает автомобиль мощнее 160 сил из средства передвижения в предмет роскоши, доступный избранным. Рынок уже начал реагировать на изменения: в последние недели ноября наблюдался ажиотажный спрос на услуги таможенных брокеров, а цены на машины, уже ввезенные и оформленные по старым правилам, поползли вверх вслед за будущими поставками. Эпоха, когда мощную иномарку можно было привезти по цене «Лады» с небольшой доплатой, окончательно уходит в прошлое.
В этих условиях потребителю придется пересматривать свои привычки и ориентироваться на модели с двигателями до 160 л.с., либо обращать внимание на продукцию брендов, имеющих локализованное производство в России. Чтобы не потеряться в череде законодательных изменений и понимать, как сохранить свои деньги в турбулентное время, стоит следить за качественной аналитикой. Оперативные разборы новых законов и прогнозы экспертов регулярно публикует телеграм-канал Digital Report, помогающий читателям адаптироваться к новой экономической реальности.
- В США ушел из жизни звезда «Прослушки» и «Оно» Джеймс Рэнсон - 22/12/2025 18:56
- В России начнут продавать Honor Win — революционный смартфон с батареей 10 000 мАч - 22/12/2025 18:51
- Роскомнадзор обозначил сценарий полной блокировки WhatsApp - 22/12/2025 18:34



