Россия включила развитие дирижаблей в стратегию до 2035 года

0

В новой транспортной стратегии правительство сделало ставку на аэростаты как на решение проблем северной логистики. Разбираемся, почему век дирижаблей закончился катастрофой, как их реанимируют сегодня Илон Маск и Сергей Брин, и сможет ли российский проект взлететь там, где пасуют вертолеты.

Российское правительство официально зафиксировало курс на возрождение дирижаблестроения. В утвержденной Концепции научно-технологического развития транспортной отрасли до 2035 года прописано создание грузовых и пассажирских аппаратов. Это переводит многолетние разговоры о «воздушных грузовиках» из разряда футурологических теорий в плоскость государственных задач. Логика решения продиктована географией: освоение Арктики и Дальнего Востока требует транспортных решений, не зависящих от строительства дорогих аэродромов и железных дорог, которые в условиях вечной мерзлоты становятся «золотыми».

История дирижаблей, казалось, была окончательно дописана в 1937 году вместе с гибелью лайнера «Гинденбург». Та катастрофа стала символом конца эпохи, но настоящей причиной отказа от аэростатов был не только водород, ставший причиной пожара. Дирижабли проиграли самолетам гонку за скорость. В середине XX века мир требовал быстрой доставки пассажиров и почты, и медлительные гиганты, зависимые от капризов ветра, не могли конкурировать с реактивной авиацией. Кроме того, их обслуживание требовало огромных эллингов и многочисленных наземных команд, что делало эксплуатацию экономически неэффективной на фоне стремительного развития сети бетонных взлетных полос.

Однако спустя почти сто лет технологический маятник качнулся в обратную сторону. Современная инженерия решила главные проблемы прошлого: вместо взрывоопасного водорода используется инертный гелий, а новые композитные материалы сделали конструкции легкими и прочными. Мир переживает настоящий ренессанс LTA-технологий (Lighter Than Air). Сооснователь Google Сергей Брин финансирует создание гигантского дирижабля Pathfinder 1, способного нести гуманитарные грузы в зоны бедствий, а французская компания Flying Whales при поддержке правительства разрабатывает аппараты для вывоза леса из труднодоступных районов, не требующие посадки для загрузки. Британский Airlander 10 и вовсе готовится к запуску коммерческих рейсов, позиционируясь как экологичная альтернатива самолетам с выбросами на 90% ниже стандартных.

Для России этот глобальный тренд имеет особое, прикладное значение, далекое от экологического маркетинга. Главная цель стратегии-2035 — решение проблемы «северного завоза». Сейчас доставка топлива, продовольствия и стройматериалов в удаленные улусы Якутии или на буровые платформы зависит от короткого сезона навигации по рекам и опасных зимников. Вертолеты, остающиеся единственной альтернативой, делают любой груз «золотым» из-за колоссального расхода топлива и малой грузоподъемности. Дирижабль нового типа, способный поднять от 60 до 200 тонн и висеть в воздухе неделями, может снизить себестоимость перевозок в разы.

Современные проекты, на которые, вероятно, будет опираться российская программа, представляют собой гибридные аппараты. Они сочетают подъемную силу газа с аэродинамикой самолетного крыла, что решает проблему управляемости при сильном ветре. Такие «летающие краны» не нуждаются в мачтах причаливания или ангарах в точках прибытия — им достаточно ровной площадки в тундре или даже ледяного поля. Включение технологии в госстратегию открывает путь к финансированию НИОКР и изменению Воздушного кодекса, который пока слабо адаптирован под эксплуатацию таких судов. Если планы реализуются, Россия получит шанс не догонять западных конкурентов, а занять пустующую нишу тяжелых грузовых перевозок в условиях отсутствия дорог.

Больше инсайдов о том, как технологии трансформируют глобальную логистику и экономику, публикует наш телеграм-канал Digital Report.

Digital Report

Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Leave A Reply