Тысячи машин застряли на границе в гонке за старыми пошлинами

0

Дилеры сообщают о коллапсе на пунктах пропуска в Казахстане и Китае, в то время как ФТС рапортует о прохождении пика. Решающий дедлайн — 1 декабря.

Очереди из автовозов на границах России, особенно с Казахстаном и Киргизией, не только не исчезли к ноябрю, но и рискуют сохраниться до самого конца месяца. Причиной заторов стал ажиотажный спрос на импортные автомобили в преддверии 1 декабря. С этой даты вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора, которые кардинально меняют экономику «серого» импорта.

Нововведения фактически закрывают лазейку, позволявшую ввозить автомобили через физлиц в странах ЕАЭС, оплачивая льготный, а не коммерческий, утильсбор. Разница в платеже могла достигать сотен тысяч, а на машинах с мощным двигателем — и миллионов рублей. Теперь этот механизм ликвидируется, и импортеры, специализировавшиеся на таких схемах, пытаются ввезти и оформить максимальное количество машин по старым правилам.

Изначально предполагалось, что изменения вступят в силу еще 1 ноября, что и вызвало первый всплеск импорта и привело к коллапсу на границе в середине октября. Масштаб проблемы был таков, что аппарат первого вице-премьера Дениса Мантурова, признав наличие заторов, поручил Минпромторгу сдвинуть срок на месяц. Эта отсрочка должна была снять напряжение, но, по свидетельствам участников рынка, она лишь продлила агонию и не решила проблему кардинально.

Оценки текущего масштаба проблемы рисуют противоречивую картину. По подсчетам дилерской группы «Автодом», в очередях на границах с Китаем, Казахстаном и Киргизией суммарно может находиться от 3 до 4 тысяч автовозов. Наиболее сложная обстановка, по их мнению, сложилась на границе с Казахстаном, который служит ключевым транзитным узлом для машин из КНР. В «Автодоме» оценивают очередь там в 2,5 тысячи грузовиков и автовозов, называя уровень заторов «критическим».

Некоторые участники рынка сообщают об усугублении ситуации по сравнению с октябрем. Они указывают на распространение практики «платных» очередей: электронные слоты бронируются ботами и затем перепродаются тем, кто готов платить за ускорение. Это создает искусственный дефицит мест поверх реального затора. Время ожидания на погранпереходах, по оценке автомобильного маркетплейса Fresh, увеличилось более чем на треть по сравнению с прошлым месяцем.

Однако в Федеральной таможенной службе (ФТС) придерживаются иной точки зрения. В ведомстве заявили “Ъ”, что пиковые нагрузки на пунктах пропуска пришлись на конец октября. Тогда, по данным ФТС, были приняты все меры для ускорения пропуска, включая усиление рабочих смен и увеличение количества мест для завершения таможенного транзита. Сейчас, как уверяют в таможне, пункты пропуска на границе с Казахстаном и Китаем работают в штатном режиме, обеспечивая весь ввоз транспортных средств.

Данные по Дальневосточному управлению ФТС подтверждают кратный рост импорта. Только через автомобильные пункты пропуска Приморского края с начала ноября въехало 1007 автовозов, или 5528 автомобилей, что почти вчетверо превышает показатели аналогичного периода прошлого года. В ФТС признали, что из-за этого наблюдались скопления на подъездах к складам временного хранения в Уссурийске, но заверили, что ситуация разрешена.

Частично позицию ФТС подтверждают и логистические компании, которые отмечают некоторое снижение напряжения. Сооснователь «Сигмы» Татьяна Патужная отмечает сокращение грузопотока на границе с Китаем. В «Юнитрейде» добавляют, что октябрьские заторы на казахстанской границе после переноса сроков сократились, а время ожидания уменьшилось с 14 до 3–5 дней. Этот относительный оптимизм, впрочем, резко контрастирует с оценками дилеров, которые видят ситуацию «на земле».

Проблемы на сухопутных границах — лишь часть общей картины. Морской путь через Владивосток также переживает бум. В октябре, по данным ФТС, владивостокские таможенники оформили 38,5 тысяч импортированных морем машин, что на 24,3% больше, чем в сентябре, и почти на 32% больше, чем год назад. Всего с начала года на 12 ноября было оформлено почти 290 тысяч автомобилей для личного пользования — это превысило итоговые показатели за весь 2022 год. Лидерами по объемам ввоза остаются японские и южнокорейские марки.

Этот импортный ажиотаж уже привел к рекорду на внутреннем рынке. По данным «Автостата», октябрьские продажи подскочили на 35% к сентябрю, до 165,7 тысяч штук, — рекордный месячный результат с 2021 года. Покупатели, очевидно, спешили забрать машины со складов до неизбежного подорожания.

Однако главная интрига для импортеров сохраняется. Для сохранения льготных условий автомобиль должен быть не просто куплен или ввезен в страну, но и полностью растаможен до 1 декабря. Как отмечают собеседники на рынке, в условиях текущих заторов и сроков оформления успеют далеко не все. Те, чьи машины застрянут на границе или складах, окажутся перед выбором: либо платить полный утильсбор, что одномоментно лишит их всей прибыли, либо пытаться переложить эти расходы на конечного покупателя, который может быть не готов к такому скачку цен.

Больше анализа и инсайдов о том, как технологии и новые правила меняют рынки, читайте в телеграм-канал Digital Report.

Digital Report

Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Leave A Reply