После блокировки одной из самых популярных метавселенных мира российский гейминг замер в ожидании. Следующей жертвой Роскомнадзора может стать главный цифровой конструктор планеты — Minecraft. Разбираемся, почему этот сценарий выглядит не просто вероятным, а практически неизбежным.
События последних дней, кульминацией которых стало ограничение доступа к Roblox 3 декабря, заставили индустрию видеоигр в России пересмотреть свои прогнозы. Если раньше блокировка сервисов такого масштаба казалась страшилкой из Telegram-каналов, то теперь это новая реальность. Эксперты рынка и юристы в области цифрового права сходятся во мнении: механизм, запущенный регулятором, работает без сбоев, и Minecraft идеально вписывается в критерии следующей цели.
Анатомия запрета
Чтобы понять риски для Minecraft, необходимо проанализировать логику, по которой «попал под раздачу» Roblox. Решение Роскомнадзора не было спонтанным — это результат системной работы законодательства, известного как «закон о приземлении» (Федеральный закон № 236-ФЗ). Формула блокировки сегодня выглядит пугающе простой и состоит из трех переменных: отсутствие юридического лица в России, невозможность (или нежелание) модерировать пользовательский контент и наличие огромной детской аудитории.
Minecraft сегодня находится в еще более уязвимом положении, чем его конкуренты. Владелец игры, корпорация Microsoft, не просто дистанцировалась от российского рынка — она фактически сожгла мосты. Весной 2025 года российское юрлицо «Майкрософт Рус» подало на банкротство, а представительства в 13 городах были закрыты. Это означает, что у Роскомнадзора (РКН) сейчас нет даже формального адресата для направления претензий.
В современной российской юридической практике отсутствие диалога трактуется не в пользу сервиса. Если условный Roblox еще пытался маневрировать, выполняя точечные требования по удалению контента, то Microsoft выбрала тактику полного игнорирования. Для регулятора это «красная тряпка»: любой запрос на удаление противоправной информации, оставленный без ответа, становится кирпичиком в фундаменте будущей блокировки.
Контентная ловушка
Главная проблема Minecraft — та же, что и у Roblox: это не просто игра, а платформа для User Generated Content (UGC). Миллионы серверов, созданных самими игроками, находятся вне контроля разработчиков. В игре регулярно воссоздают исторические события, строят здания государственных органов и проводят виртуальные митинги.
С точки зрения российского законодательства, такая свобода творчества граничит с распространением запрещенной информации. Если в Roblox модерация хоть как-то работала благодаря централизованным серверам, то Minecraft — это децентрализованная сеть. Microsoft физически не может контролировать, что пишут в чате на частном сервере в условной Тюмени или что строят игроки на карте, размещенной на хостинге в Германии.
Эксперты по кибербезопасности отмечают, что у РКН уже накоплен достаточный объем претензий к подобным песочницам. ЛГБТ-тематика (признанная в РФ экстремистской), «недостоверная информация» о политических событиях, отсутствие родительского контроля — этот «букет» нарушений можно найти на любом крупном публичном сервере Minecraft за пять минут. В условиях, когда критерии «противоправного контента» постоянно расширяются, игра становится идеальной мишенью.
Технические нюансы блокировки
Впрочем, технически заблокировать Minecraft сложнее, чем Roblox. Roblox — это облачная платформа: выключил доступ к домену — выключил игру. Minecraft же, особенно его классическая Java-версия, работает иначе. Это тысячи разрозненных серверов, связанных лишь системой авторизации.
Однако иллюзий питать не стоит. Сетевые инженеры предупреждают: регулятор может ударить по центру аутентификации Microsoft (Xbox Live). Это мгновенно превратит лицензионную версию игры в «кирпич» для миллионов пользователей консолей и мобильных устройств (Bedrock Edition). Игра на PlayStation, Xbox и смартфонах завязана на единые серверы входа, которые легко отсекаются на уровне провайдеров.
Да, ПК-игроки смогут уйти в «серое» подполье, используя VPN, пиратские лаунчеры и прямые IP-адреса частных серверов. Но массовый, доступный Minecraft как культурный феномен перестанет существовать. Рынок легального хостинга игровых серверов в России, который кормил тысячи энтузиастов и небольшие IT-компании, схлопнется за считанные дни.
Социальное эхо
Потенциальный бан ударит не только по развлечениям. Minecraft давно стал инструментом образования: в нем проводят уроки архитектуры, программирования и даже химии. Российские образовательные проекты, использующие игру как среду для обучения детей навыкам soft skills, окажутся вне закона или будут вынуждены искать сложные пути обхода, что неприемлемо для государственных учреждений и школ.
Парадоксально, но блокировка может привести к обратному эффекту. Вместо того чтобы оградить детей от «опасного контента», запрет вытолкнет их в неконтролируемую зону VPN и даркнета, где отсутствуют даже базовые фильтры Microsoft.
Сейчас вопрос «заблокируют ли?» уже не стоит. Правильнее спрашивать «когда?». Прецедент Roblox показал, что ни огромная аудитория, ни популярность среди детей не являются охранной грамотой. В условиях цифровой изоляции и жесткого регулирования интернета, отсутствие российского паспорта у компании-владельца становится приговором для ее продуктов. И для Minecraft этот приговор, похоже, уже подписан, просто еще не оглашен.
Если вы хотите первыми узнавать о новых блокировках и понимать, как сохранить доступ к привычным сервисам, читайте наш телеграм-канал Digital Report.
- Россияне назвали бедностью доход ниже 50 тысяч рублей - 22/12/2025 13:07
- Яндекс Телемост получил функции мессенджера - 22/12/2025 12:47
- Roblox скоро вернется в Россию, он регистрирует товарный знак в Роспатенте - 22/12/2025 12:37



