Производственные площадки ушедших брендов активно переходят под сборку китайских и отечественных моделей, закрывая возможность для возврата прежних владельцев.
Массового возвращения иностранных автоконцернов, приостановивших работу в России в 2022 году, не произойдет. Надежды на скорое возобновление производства Mercedes-Benz, Toyota или Mazda на их бывших российских заводах практически исчерпаны. К такому выводу пришел эксперт группы «Рольф» Николай Иванов, проанализировав юридический и фактический статус активов, оставленных ушедшими компаниями.
Наиболее однозначная ситуация, по мнению специалиста, сложилась с Mercedes-Benz. Немецкий концерн не просто остановил конвейер, а полностью реализовал свою дистрибуцию и передал производственную площадку в подмосковном Есипово новым владельцам. Хотя в сделке, по данным ряда источников, и присутствует опцион на обратный выкуп в течение нескольких лет, Иванов считает его скорее формальностью, не дающей реальных гарантий восстановления операций в обозримом будущем. Завод уже интегрируется в новые производственные цепочки.
Схожая логика применима и к другим гигантам. Совместное предприятие Mazda и «Соллерс» во Владивостоке прошло реструктуризацию, в ходе которой правовые условия для возврата контроля со стороны японской компании были утрачены. Перспектива рестарта деятельности Mazda на этих мощностях выглядит маловероятной.
Не менее показательна история завода Toyota в Шушарах. Площадка, годами выпускавшая бестселлеры российского рынка, не будет законсервирована в ожидании возвращения японского концерна. Завод уже проходит процедуру активного перепрофилирования. Как ранее анонсировали в профильных ведомствах, в Шушарах планируется наладить сборку отечественных моделей, включая новую премиальную серию под иным брендом. Это фактически ставит крест на планах Toyota возобновить производство в прежнем виде.
Фактический уход «большой тройки» — это не просто смена вывесок, а тектонический сдвиг для всего российского авторынка. Ниша, которую десятилетиями занимали западные и японские бренды, особенно в премиум-сегменте, стремительно заполняется. Основными бенефициарами стали китайские автопроизводители, чья рыночная доля, по разным оценкам, уверенно превысила 50%. Оставшийся спрос на привычные европейские марки удовлетворяется за счет каналов параллельного импорта, однако он не может обеспечить ни прежних объемов, ни единых гарантийных стандартов.
Дилерские центры, ранее инвестировавшие миллионы в стандарты Mercedes или Toyota, вынуждены были кардинально адаптировать бизнес-стратегии. Они активно переключаются на контракты с новыми марками, усиливают сервисные направления для поддержки «серого» импорта и ищут новые логистические пути для поставки запчастей к уже проданному парку автомобилей.
Для конечного потребителя сценарий развития остается предельно прагматичным. Ожидать скорого массового возвращения прежних марок не следует. При выборе нового автомобиля, по мнению экспертов, теперь необходимо в первую очередь учитывать доступность сервисной сети, наличие запчастей и прогнозируемую остаточную стоимость в новых коммерческих реалиях. Государство, в свою очередь, делает ставку на запуск собственных и партнерских проектов на освободившихся мощностях, стремясь снизить зависимость от импорта.
Чтобы следить за главными изменениями в индустрии и технологиях, подписывайтесь на телеграм-канал Digital Report.
- Россияне назвали бедностью доход ниже 50 тысяч рублей - 22/12/2025 13:07
- Яндекс Телемост получил функции мессенджера - 22/12/2025 12:47
- Roblox скоро вернется в Россию, он регистрирует товарный знак в Роспатенте - 22/12/2025 12:37



