Куда уходят рекламные бюджеты?

0

На российском рекламном рынке продолжается шторм, который был вызван уходом крупных игроков и блокировкой рекламных инструментов. Мы уже рассказывали, о том, как рекламировать свои товары и услуги в условиях «плохой» видимости. Теперь мы спросили экспертов, как рекламодателям распределить свои бюджеты в кризис и стоит ли это делать. 

“Сегодня VK обладает всеми функциями для полной замены заблокированных сетей”

Павел Романов, Идеи&Решения

Из-за блокировки сетей аудитория массово переходит на другие платформы. Более 14 миллионов пользователей мигрировали в Telegram, около 4 миллионов — в VK. Небольшую часть аудитории получила соцсеть «Одноклассники», а также платформа «Яндекс.Дзен». «Одноклассникам» досталась самая малая часть. Соцсеть получила прирост в 1 миллион пользователей. По её данным, месячная аудитория составляет 43 миллиона в месяц. Если пользователи соцсети являются платёжеспособными, а их возраст составляет 35–40 лет, то можно смело создавать там сообщество. Следовательно, возможности для продвижения есть. Сегодня VK обладает всеми функциями для полной замены заблокированных сетей.
VK располагает рекламным кабинетом, где есть возможность точно таргетироваться на свою целевую аудиторию, продвигая товары и услуги. С помощью встроенного инструмента «Магазин “ВКонтакте”» вы можете превратить сообщество в полноценную интернет-площадку и продавать товары и услуги. А посредством рекламного кабинета — охватывать и привлекать новую аудиторию. Также стоит отметить платформу TenChat. Это площадка, где можно продвигаться без рекламы, а только с помощью контента. У TenChat есть собственный алгоритм рекомендованной ленты «Зевс», которым делятся сами разработчики. В «реки» попадают рабочие кейсы, истории успеха, личный опыт и профессиональная экспертиза. Они же превращают ваш профайл в портфолио. Алгоритм не показывает широкой аудитории кликбейт, «инфоцыганство», lifestyle-контент и некачественные изображения, а значит, с их помощью охваты не получить. Yappy — российский аналог TikTok. Является площадкой, где ещё нет рекламного кабинета.
Ежемесячная аудитория отечественного сервиса Yappy к 1 марта достигла 1,4 миллиона человек. В течение указанного месяца приложение активно набирало популярность среди пользователей. Так, средний объём дневной аудитории в марте вырос на 68 % по сравнению с февралем. Главная уникальная функция Yappy — создание совместных видеороликов. Для этого в приложении придуман специальный функционал, который позволяет миновать этап переговоров с менеджерами звёзд и в разы облегчает вопросы организации сотрудничества. С момента анонса данного инструмента осенью прошлого года до настоящего времени к проекту присоединились десятки российских селебрити.
Именно в Yappy все эти знаменитости становятся «ближе к народу», ведь взаимодействие с ними происходит напрямую, а не через менеджеров, и перспектива сотрудничества со звёздами выглядит уже вовсе не иллюзорной, а вполне реальной. Как быть с рекламой на заблокированных платформах? Во-первых, запускать рекламные кампании в таких сетях сейчас запрещено законом. Во-вторых, настроить рекламу с показом на территории РФ не получится, так как данная функция заблокирована Meta.
Искать обходные пути в данном случае не имеет смысла. Что касается таргетинга с использованием VPN, вы можете показывать свои объявления аудитории из других стран, но для этого потребуется не только сервис VPN, но и наличие иностранного рекламного аккаунта. Бюджет стоит перенаправить в те сети, которые дают возможность настраивать таргетированную рекламу на российский сегмент аудитории.

«Telegram, Яндекс.Дзен, Tenchat, Вконтакте, Одноклассники, Rutube»

Анастасия Ермошина, директор по коммуникациям Epicstars.

Сейчас интерес рекламодателей и блогеров в нашей стране сосредоточен на следующих площадках: Telegram, Яндекс.Дзен, Tenchat, Вконтакте, Одноклассники, Rutube. Перед ними открываются по-настоящему новые возможности. Хочу обратить внимание на то, что на Youtube пока еще есть возможность размещать нативные интеграции у блогеров внутри роликов, несмотря на приостановку продажи онлайн-рекламы в России.

Про Инстаграм: брендам не запретили вести свои страницы (по состоянию на 15 апреля 2022 года). Соответственно, эту площадку пока можно использовать в рекламных целях — аудитория набиралась долго, было вложено много средств и сил: даже несмотря на падение охватов и аудитории, в Инстаграм остается порядка 30 млн активных российских пользователей.

Достичь рекламных целей за счет отечественных площадок вполне можно. Для этого надо, во-первых, учитывать специфику каждой площадки (ее механик, аудитории, возможностей аналитики пр.), существующие механизмы таргетинга и монетизации. В любом случае, делать выбор в пользу единственной площадки было бы неверным – здесь важен комплекс.

Куда уходят рекламные бюджеты?

«Первая волна паники спала»

Павел Роев, Product marketing manager и digital-маркетолог.

Первая волна паники спала, авторы, предприниматели и пользователи успокоились и начался процесс адаптации к новой реальности.

Если обобщить, то у нас заблокировано четыре рекламные площадки (instagram, facebook, Google поиск/КМС, YouTube) и одна пока не вернулась в строй (TikTok).

А теперь посмотрим, что осталось доступным для рекламы и коммуникации с пользователями:

Популярные каналы, доступные для рекламы:

VK Ads

Яндекс.Директ

MyTarget

Programmatic

Реклама на маркетплейсах (если вы уже там торгуете)

Популярные площадки доступные для коммуникации с пользователями (SMM):

Telegram

Вконтакте

Одноклассники

Яндекс.Дзен

TenChat

Какие еще каналы можно использовать для рекламы:

Локальные СМИ

Подкасты

Pinterest (органика)

Тематические форумы

Реклама через операторов связи МТС, Билайн (рассылки, пуши, programmatic)

2гис

HR-площадка SuperJob

Для продажи товаров:

WB

Ozon

Яндекс.Маркет

Ламбада-маркет

Авито

Продажа услуг:

Профи.ру

Яндекс.Услуги

Авито.Услуги

KWORK

Реклама на заблокированных ресурсах сейчас не доступна даже через VPN, так как системы отслеживают рекламодателя не только по IP, но и по платежным данным карты, ИНН, банку и тд. Т.е. если даже получится создать рекламную кампанию через новый аккаунт и VPN, то оплатить её не получится с российского юрлица или карты.

Что касается рекламы на пользователей, которые сейчас сидят через VPN — лучше этого не делать, а потратить время и деньги на рекламу в действующих каналах и протестировать их как можно больше.

По данным опроса в ТГ канале Митрошиной (скрин прикрепил), больше 70% подписчиков стали пользоваться instagram меньше, им не удобно использовать VPN. А сами авторы стали меньше уделять внимания = контента заблокированным соцсетям.

Российские рекламные площадки могут заменить зарубежные, но только на локальном рынке, если нужна реклама за пределами РФ, даже если говорить про постсоветское пространство, то тут действующие каналы будут проигрывать заблокированным.

Что касается бюджетов, которые освободились после блокировок, то мы наблюдаем два вектора развития событий:

  1. Клиенты морозят бюджеты и вообще не ведут никакой активности. Рынок performance-рекламы сильно просел, бюджеты в марте 2022 по сравнению с февралем 2022 сократились в 24 раза (по данным из исследования рынка Анны Карауловой).
  2. Второй вектора развития — пускать высвободившиеся бюджеты в действующие канала, что влечет за собой рост конкуренции в аукционе в ВК и Я.Директе. К конкуренции еще добавляется низкая квалификация специалистов по таргету пришедших из instagram в ВК и MyTarget, из-за чего они разгоняют аукцион высокими ставками, что тоже не способствует получению плановых результатов.

Стратегия — первое, что нужно актуализировать.

В текущих условиях в первую очередь, нужно актуализировать стратегию и ответить на вопрос: что для бизнеса будет эффективно работать сейчас?

Куда уходят рекламные бюджеты?

– быстрый лидген.

– прогревы через рассылки.

– набор подписчиков и прогрев через контент.

От этого будет зависеть набор инструментов, который будет эффективен именно для вас.

Разделите каналы на новые и проверенные.

В первую очередь усильте работу с каналами, которые вы использовали ранее и они все еще доступны. Так вы создадите для себя базу, которая точно будет генерировать выручку.

Далее, составьте список новых каналов, которые потенциально могут закрывать ваши нужды. Это позволит снизить риски в будущем и найти новые каналы, в которых по вашей нише будет конкуренция ниже.

Ищете новые свойства продукта или создавайте новый продукт на тех производственных мощностях, которые у вас есть.

Например, у вас производство керамики для ресторанов и вы делаете, в том числе, керамические кружки. Из кружки можно не только пить чай или кофе, её ещё приятно трогать, её можно подарить, она может быть подставкой для телефона, горшком для цветов или объектом для фотографий.

Для бизнеса это открывает возможности выходить на новые аудитории и увеличить обороты, в контексте керамики — продавать товары не только тем у кого есть потребность пить кофе из красивой кружки, но и тем, кому нужна красивая посуда для фотографий в кулинарную книгу (пример).

Не экономьте на сотрудниках.

Если вы идете в новый для себя канал — найдите эксперта, который разбирается как делать рекламу в этом канале. Это сэкономит вам деньги и время на запуск, а рекламные бюджеты будут использованы эффективнее.

Самое важное — быть гибкими и пробовать новое.

Старых каналов у нас не осталось, а если ваш продукт был востребован раньше, то он будет интересен и сейчас, не важно в какой соцсети вы его продаете.

«Усилится нативная реклама и производство контента»

Маша Елисеева, AGM Group.

Замены особо не много. В нашем распоряжении Вконтакте, Одноклассники, Дзен, Пульс, Яппи, Ярус, Телеграм. Это основные пожалуй соцсети, также есть тематические блоги: vc.ru, spark и пр, появляются новые соцсети Now, TenChat и иные. В них тоже можно построить коммуникацию с аудиторией.

Если ваш продукт/услуга направлена на аудиторию на территории РФ, то VPN не поможет, так как реклама заблокирована именно на тех, кто находится на территории РФ. Если вы рекламируете на аудиторию вне РФ, то вам оплата и карта нужна не российских банков.

Любое ограничение и урезание инструментария не способствует развитию рынков. Плюс технически российские площадки отстают. Полностью заменить придется, иначе бизнес будет страдать и закрываться (малый и средний как минимум) и здесь в ход пойдут самые разные идеи и другой взгляд на продвижение.

Сейчас идет перераспределение бюджетов. Многие стараются усилить оставшиеся каналы (есть заметные подорожание по аукционам). Но очевидно, что это пока временная мера. Скорее всего усилится нативная реклама и производство контента, точно усилятся работа с блогерами (разных уровней и разных платформ, в том числе подкасты, телеграм-каналы) Также цифровая аудиореклама будет более частым инструментом продвижения. 

Digital Report
Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Comments are closed.

Перейти к верхней панели