Как российское законодательство регулирует применение ИИ

0

На текущий момент российское законодательство, регулирующее применение ИИ, находится в стадии становления – пока что не приняты конкретные законы, которые бы ограничивали применение ИИ в определенных областях, наделяли бы ИИ правами и ответственностью, регулировали бы отдельные способы применения ИИ, такие как беспилотные автомобили или ИИ в медицине.

Однако ожидается, что законодательство в этой сфере получит свое активное развитие в ближайшее время в рамках реализации Национальной программы «Цифровая экономика».

В августе 2020 года Правительство РФ утвердило Концепцию регулирования технологий искусственного интеллекта и робототехники. Документ был разработан Минэкономразвития совместно с АНО «Цифровая экономика» в рамках федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» НП «Цифровая экономика Российской Федерации».

Кроме того, с 1 июля 2020 года на 5 лет в Москве введен экспериментальный режим по внедрению ИИ – так называемая «регуляторная песочница», участникам которой предстоит выявить наиболее актуальные сферы применения ИИ, риски, связанные с таким применением, и необходимые изменения в законодательстве, чтобы обеспечить, с одной стороны, свободу от барьеров для развития ИИ, а с другой стороны, установить контроль за применением ИИ в наиболее рискованных сферах, таких как, например, медицина, транспорт, военная отрасль и так далее.

Кроме того, развитие законодательства, регулирующего ИИ, не может обойтись без регулирования «больших данных», в том числе собираемых государственными органами и медицинскими организациями, поскольку работа технологий ИИ основана на насыщении данными и машинном обучении с учетом накопленной информации.

Одним из наиболее необходимых направлений изменений законодательства является проработка института «обезличивания» данных, который сейчас скупо урегулирован в законе без учета уровня развития технологий. Такие изменения могут внести больше ясности в порядок работы с данными, не содержащими фамилию, имя, отчество и другие данные, которые прямо идентифицируют человека, и, как следствие, сделать работу с обезличенными данными более привлекательной и легальной, что необходимо для повсеместного внедрения технологий ИИ.

При этом наряду с предоставлением дополнительных возможностей для получения доступа к данным необходимо ужесточить требования к обеспечению их защиты и конфиденциальности, особенно когда речь идет о «чувствительных» данных, например, о здоровье.

Еще одним актуальным и интересным вопросом является распространение режима интеллектуальной собственности на объекты, создаваемые ИИ.

На настоящий момент выработана весьма устойчивая позиция, в том числе в Европейском союзе, согласно которой технологию ИИ или робота нельзя указать в качестве автора какого-либо объекта. При этом сами создаваемые ИИ объекты волне возможно приравнять к объектам интеллектуальной собственности (например, картинам, литературным произведениям, изобретениям, дизайнам и т.д.), если они будут новыми и соответствовать другим установленным законодательством требованиям. В европейских исследованиях правообладателем таких объектов предлагается считать лицо, которое осуществило настройку технологии ИИ, благодаря которой был создан объект интеллектуальной собственности. Вероятно, по аналогичному пути пойдет и российское регулирование, однако предстоит сформулировать, как именно будет определяться такое лицо и что необходимо считать «настройкой» технологии ИИ.

Если же будет принято решение не только приравнять объекты, созданные ИИ, к объектам интеллектуальной собственности, но и наделить правами сам ИИ, сделав его автором таких объектов, в российское законодательство необходимо будет внести ряд существенных изменений, поскольку текущие правовые конструкции завязаны на личность автора, которым может быть только физическое лицо.

В то же время на текущем этапе развития технологий нет уверенности в том, что ИИ стоит наделять какой-либо правосубъектностью и, в связи с этим кардинально менять устоявшуюся систему законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Ирина Шурмина
Share.

About Author

Ирина Шурмина является старшим юристом коммерческой практики CMS Russia и специализируется на вопросах защиты интеллектуальной собственности. До прихода в CMS в феврале 2020 года Ирина работала в других крупных международных юридических фирмах в России и Германии в течение восьми лет. Ирина специализируется на вопросах об интеллектуальной собственности, недобросовестной конкуренции, персональных данных, рекламе и регулировании Интернета.

Comments are closed.