Как развивается EdTech после пандемии: проблемы, достижения, перспективы

0

Спустя два года после пандемии российский рынок технологических решений для сферы образования (EdTech) продолжает демонстрировать значительный рост. По прогнозам агентства Smart Ranking к концу 2023 года его объем превысит 100 млрд рублей. О развитии индустрии в сложной экономической и геополитической ситуации рассказывает сооснователь и директор по продуктам компании Inlearno Владимир Шашков. 

Директор по продуктам компании Inlearno Владимир Шашков

Для EdTech продуктов пандемия послужила хорошим катализатором, так как во время социальной изоляции почти все участники образовательных процессов перешли на дистанционное образование и вынуждены были пользоваться теми или иными сервисами и платформами. Это позволило рынку масштабироваться и стать серьезным конкурентом традиционного оффлайн образования. При этом с одной стороны онлайн-платформы стали важным инструментом для обеспечения качественных и эффективных образовательных программ, с другой же пандемия фактически помогла разработчикам снизить затраты на маркетинг и привлечение пользователей.

Конкуренция и рынок

Все EdTech компании можно  разделить по направлениям, аудитории и типам бизнеса. Для взрослых, детей и людей пенсионного и предпенсионного возраста разрабатываются программные продукты, которые помогают получить дополнительное и высшее образование, пройти бизнес-обучение и образовательные курсы, посещать вебинары и изучать иностранные языки. В рамках этих направлений существуют образовательные маркетплейсы, онлайн-школы, -библиотеки, -сервисы и другие IT-решения. 

Отрасль развивалась и до пандемии, но именно во время самоизоляции многие, кто относился к онлайн-образованию скептически, осознали, что этот формат обучения эффективен и наряду с недостатками имеет и много плюсов. Это вызвало стремительный рост индустрии и повышенное внимание инвесторов. Если сравнивать показатели выручки предприятий EdTech сектора, то до пандемии, за 2019 и 2020 года, компании входящие в ТОП-30 в среднем выросли в два раза, а во время и после нее – примерно в три раза. Сейчас это большой рынок, где есть место и частным образовательным сервисам и государственным онлайн-платформам. 

Сегодня в EdTech-отрасли мы видим стабильный  спрос не только на учебные программы, но и на сессии с репетиторами и коучами, карьерные клубы и сообщества по профориентации для подростков, менторскую поддержку и т.д. Кроме этого, активно развиваются навигаторы допобразования, платформы для организации внеурочной деятельности, системы мониторинга, например, онлайн-прокторинг для наблюдения и контроля на экзаменах в школах и вузах и т.д.  

На уровне государства

Использование сторонних сервисов в государственных образовательных учреждениях не приветствуется. Это в первую очередь связано с передачей персональных данных, в том числе данных об успеваемости. Во время самоизоляции школьное, среднее профессиональное и высшее образование оказались практически не готовы к дистанционному обучению, хаотично использовались разные сервисы, у детей не всегда была техническая возможность подключения. Это заставило государственные EdTech сервисы обратить внимание на нишу дистанционного образования и начать активно развиваться в этом направлении. Среди них можно отметить: 

  • дневниковые системы, например, Цифровую образовательную платформу «Элжур», Дневник.ру и ФГИС «Моя школа»;
  • навигаторы дополнительного образования и платформы для организации внешкольной активности, например, Inlearno;
  • платформы среднего профессионального и высшего образования, например, Тандем.Университет;
  • единую коммуникационную платформу  «Сферум», для видеоконференций и школьных чатов, которая разработана при поддержке Минцифры и Минпросвещения РФ;
  • Платформы центров опережающей профессиональной подготовки и т.д.

Проблемы и их решения

Большинство образовательных онлайн-платформ во время пандемии испытывали большие нагрузки, на которые не были рассчитаны, но разработчики довольно быстро научились с этим справляться. Инфраструктурные решения уже тогда позволяли оперативно проводить горизонтальное и вертикальное масштабирование, т.е. использовать больше единиц оборудования с большей мощностью. Так как стоимость «железа» на тот момент была относительно невысока, эти затраты окупились довольно быстро.

– программы для видеоконференцсвязи: яндекс.телемост, Контур.talk;
– полноценные вебинарные площадки с комнатами, досками совместной работы:  коммерческие — Pruffme, vebinar.ru, и государственный — VK Сферум и т.д.;
– мессенджеры: VK messenger, Telegram, Whatsapp;
– сервисы совместной работы: Яндекс.Документы, Miro;
– файловые хранилища и файлообменники: Яндекс.Диск, Dropme.

С началом СВО Россия столкнулась с серьезными санкциями. Технологии и оборудование для серверной инфраструктуры сильно подорожали и появились трудности с поставками комплектующих. Российским пользователям пришлось отказаться от зарубежного программного обеспечения и зарубежных сервисов и на этом фоне появились альтернативные российские продукты. Пока не все они могут конкурировать с зарубежными аналогами, но в целом с задачами своими справляются.

При этом не секрет, что за последние несколько лет количество атак на российские сервисы значительно увеличилось. На этом фоне ужесточились требования к безопасности и защите персональных данных, что вместе с необходимостью использовать программное обеспечение, входящее в реестр российского ПО, снижает гибкость образовательных сервисов и платформ при их масштабировании. 

Несмотря на все сложности, индустрия EDTech успешно приспособилась к новым вызовам и потребностям, появившимся в последнее время. Рынок  активно растет и развивается, что позволит в будущем сделать качественное образование доступным для всех.

Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Comments are closed.

Exit mobile version
Перейти к верхней панели