Пандемия и последующие локдауны стали стимулом растущего спроса на инструменты цифровой трансформации. Число заказчиков в ИТ-секторе выросло в несколько раз, заставляя софтверные компании искать возможности для увеличения количества проектов в производстве. Как следствие, на рынке случился кадровый кризис, когда квалифицированные ИТ-кадры стали необходимы всем игрокам. Зарплаты программистов выросли, но это не решило проблему их дефицита. Эксперты полагают, что кадровый кризис продлится еще долго. Digital Report поговорил с представителями компании IBS в Санкт-Петербурге, чтобы лучше понять проблемы с которыми столкнулась российская ИТ-индустрия сегодня.

В Петербурге, как и в других российских городах, по-прежнему сохраняется дефицит квалифицированных IT-кадров.

Насколько серьезным является кадровый дефицит на IT-рынке Санкт-Петербурга? Какие негативные последствия кадрового кризиса ощутила ваша компания?

Марина Борисова, директор центра IBS в Санкт-Петербурге: 

Марина Борисова, директор центра IBS в Санкт-Петербурге.

— В Петербурге, как и в других российских городах, по-прежнему сохраняется дефицит квалифицированных IT-кадров. Это рынок с высоким уровнем конкуренции, и за каждого кандидата компании борются. В дефиците специалисты Java Script, Java, разработчики мобильных приложений iOS и Android, SAP, ABAP, 1C. Кроме того, продолжается отток кадров за рубеж. По уровню навыков российские специалисты составляют серьезную конкуренцию коллегам из других стран. Даже на международных соревнованиях по программированию часто доминируют разработчики из России.

Влияет ли кадровый кризис на рост заработной платы? Какие специалисты в IT подорожали сильнее всего, есть ли предел роста зарплат?

Таисия Бикулич, рекрутинг-партнер дивизиона разработки и тестирования IBS:

— Нехватка профессиональных кадров в IT-отрасли влияет на рост заработной платы. Теперь условия диктуют не компании-гиганты, а кандидаты — рынок подстраивается.

Значительная часть рынка кандидатов остается неактивной — это та часть специалистов, которая не ищет работу самостоятельно. Компаниям приходится искусственно поднимать уровень заработной платы, чтобы переманить кадры. Ценных сотрудников компании стараются удержать контр-офферами и сделать все, чтобы человек остался. Отчасти таким путем подогревается рынок — если сотрудник стоящий, то каждая компания, в том числе текущий работодатель, будет пытаться перебить оффер, предложив наиболее выгодные условия соискателю.

Пандемия практически сравняла зарплаты в регионах и на рынках Санкт-Петербурга и Москвы.

За последний год подорожали специалисты по таким языкам программирования, как Java, JavaScript, Python, C#. Также наблюдается рост зарплат по направлению мобильной разработки iOS и Android. Финансовые ожидания выросли не только у разработчиков, но и у системных аналитиков, DevOps-инженеров, тестировщиков.

“Потребность в IT-специалистах растет, и в ближайшие годы эта проблема останется…”

Справляются ли вузы России с растущей потребностью IT-сектора страны? Почему система образования не наращивает темпы подготовки IT-кадров? Государству невыгодно инвестировать в IT?

Таисия Бикулич, рекрутинг-партнер дивизиона разработки и тестирования IBS.

Таисия Бикулич: — Потребность в IT-специалистах растет, и в ближайшие годы эта проблема останется: вузы не успевают готовить нужное количество выпускников. Радует, что ежегодно в регионах России увеличивается количество бюджетных мест по IT-специальностям.

Текущая система должна усовершенствовать еще и перепрофилирование работников, которые хотели бы сменить специализацию и уйти в IT.

Для крупных компаний рациональными шагами станут запуск своих стажерских программ,  старт переквалификаций и курсов, инвестиции в обучение молодых талантов. Все это будет выгоднее, чем нанимать дорогих специалистов.

Вкладываясь в стажеров, компании могут получить технически квалифицированных, лояльных сотрудников.

Питер становится центром притяжения ИТ-компаний, растущая конкуренция усугубляет проблему кадров? Или компании могут помогать друг другу за счет собственных программ подготовки и переподготовки специалистов?

Марина Борисова:  — В Питере много IT-компаний, начиная от стартапов, заканчивая компаниями-гигантами. В городе сосредоточены десятки тысяч разработчиков, но квалифицированных специалистов не хватает, поэтому крупные компании сотрудничают с ведущими техническими вузами Петербурга, такими, как ИТМО, Санкт-Петербургский политехнический университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбГУ и другие. Работодатели делают собственные стажировки, программы переподготовки, курсы, митапы, а также создают профессиональные сообщества. Конкуренты не дремлют, и хантинг идет полным ходом, люди переходят из одной компании в другую, иногда даже командами.

Стоит отметить, что вузы дают базу знаний, фундамент для дальнейшего развития в отрасли. По нашему опыту, студенты уже с третьего курса начинают работу в IT как стажеры с возможностью последующего трудоустройства в штат компаний, где ребята берутся за реальные проекты.

“Зарплаты программистов с каждым годом будут увеличиваться — ближайшие 10 лет кадровый кризис не остановится…”

Возможно ли, условно, из столяра сделать программиста только силами IT-компании? Или стоит обращать внимание только на людей с базовым математическим образованием?

Таисия Бикулич: — Тенденция последних десяти лет показывает, что можно войти в IT и без профильного высшего образования, да и в последнее время появилось большое количество курсов по разным специальностям — от тестировщиков до аналитиков Big Data. Но IT — это сложная область, требующая определенного склада ума и усердия. Важно гореть профессией, иметь желание к развитию и изучению нового.

Сколько продлится кадровый кризис в IT?

 Таисия Бикулич:— Прогнозы неумолимые: если продолжится дефицит профессиональных специалистов, то и заработные платы с каждым годом будут увеличиваться — ближайшие 10 лет кадровый кризис не остановится.

Один из сценариев может выглядеть так: IT-индустрия придет к тому, что специалисты будут примерно одинаково стоить в любой точке мира. Однако нужно учитывать знание иностранных языков. Если знаешь английский, то ориентируйся на зарплаты IT-специалистов Европы и США, а если не знаешь языка, то только на российский рынок. Думаю, уже за ближайший год те, кто не перешли на удаленку, поймут, что это реальность, с которой надо свыкнуться и жить в новом мире. Усилится тенденция сотрудничества компаний с вузами, будет больше курсов, стажерских программ с возможностью погрузиться в новый функционал. Это, возможно, сделает кадровый голод не таким ощутимым.

Марина Борисова: — Если говорить о перспективах развития IT-отрасли в Санкт-Петербурге, думаю, что спрос на специалистов высокого уровня продолжит расти и компании пересмотрят ожидания, начнут массово набирать молодых сотрудников, самостоятельно выращивать и дообучать их. Нанимать готовых профессионалов удобнее, но сегодня на рынке нет такого количества экспертов, которое нужно IT-компаниям.