В последнее время власти в России и Беларуси стали практиковать точечное или широкое отключение доступа в интернет во время политических событий. Делается это для того, чтобы лишить людей возможности координировать протестные акции. Однако, интересно, что если раньше отключение интернета проводилось по запросу, в конкретном месте, то теперь «глушить» интернет можно во всем городе или даже в масштабах целой страны. Как это возможно? Мы обратились к ведущему сетевому инженеру сервиса «Где мои дети» Алексею Соколову и он рассказал, как правительство может отключить интернет в любой момент.

«Возможности официальной власти страны в этом плане практически безграничны…» 

Алексей Соколов: Правительство не только может отключить интернет в любой момент (считается, что это происходит все чаще и чаще, – прим.ред), но и делало это не единожды. Например, во время протестных акций против строительства мусорного полигона в Шиесе или в августе прошлого года в центре Москвы во время беспорядков. В первом случае был полностью отключен поселок от всех благ цивилизации: стационарного интернета и электричества. Во втором отключение коснулось только мобильной связи.

Операторы связи по закону «О связи» (аналогичный закон действует в России и Беларуси) обязаны повиноваться силовым ведомствам и прекращать работу вышек, если имеется соответствующее распоряжение, при этом они не могут обнародовать этот факт (потом абоненты требуют компенсации, – прим. ред). То же самое касается и интернет-провайдеров.

Возможности официальной власти страны в этом плане практически безграничны: можно отключить мобильный интернет или стационарный, а также оба сразу, можно заглушить отдельные районы или заставить замолчать целые города. Эти меры в России используются редко и пока только в случаях уличных беспорядков, чтобы исключить скоординированность действий между активистами акций.

«Все эти наши любимые иностранные социальные сети можно отключить одним постановлением правительства или молча…» 

Что касается бизнеса, то безусловно, от таких действий страдают не только магазины, у которых терминалы оплаты подключены через мобильный интернет, но и таксисты и доставщики еды, например. В случае полного отключения крупных городов – Москвы или Санкт-Петербурга, пострадавших может быть еще больше, так как отключение от интернета дата-центров и просто оборудования организаций нанесет урон миллионам интернет-магазинов и облачным сервисам России: Яндексу, Вконтакте, Mail.Ru, а также нашему сервису “Где мои дети”, позволяющему родителям не беспокоиться о безопасности своего ребенка с помощью удаленного получения координат местоположения ребенка.

Блокировкой отдельных сайтов или ресурсов уже никого не удивить: в список Роскомнадзора (в Беларуси за блокировку отвечает Министерство информации) может попасть любой ресурс, поэтому нужно быть очень внимательным к изменяющемуся законодательству и тому, что вы публикуете в сети. Вообще у государства есть глобальный “рубильник”: все эти наши любимые иностранные социальные сети можно отключить одним постановлением правительства или молча, как это делалось в прошлом году в Казахстане во время выборов президента.

Наш азиатский сосед в этом плане действует более авторитарно: в прошлом году многих жителей обязали установить национальный сертификат безопасности, который по сути снимает шифрование и открывает провайдерам (а значит, и силовикам) полный доступ к информации, которой казахстанцы делятся или ищут в сети.