По мере развития искусственного интеллекта (ИИ) у людей появляется все больше и больше опасений, что роботы смогут заменить людей не только на заводах, но и за рулем такси, стать бухгалтерами, врачами или даже художниками. Страх перед безработным будущим еще больше укрепляется, когда мы все видим, как ИИ рисует картины, заменяет лица на экране, пишет сценарии и составляет идеальный банковский прогноз. Но мир, в котором роботы оставили людей на обочине трудовых успехов еще очень далек. Мы посмотрели, на что реально способны искусственные работники и разобрались в особенностях их эволюции.
Искусственные или живые работники
Когда обыватель слышит новости про искусственный интеллект (ИИ), он чаще всего представляет себе компьютер, который мыслит так же, как человек, только делает это быстрее и лучше. На самом деле — это большая ошибка, которая легла в основу всех страшилок про безработное будущее человечества. Искусственный интеллект сегодня, по сути, интеллектом сопоставимым с человеческим не является.
«Все работающие решения в области искусственного интеллекта относятся к «слабому» виду, то есть, решающему отдельные конкретные задачи, как правило, на основе тех или иных оптимизационных алгоритмов», — отмечает Николай Михайловский, директор компании HTP, которая больше 20 лет занимается разработкой ИИ в России. Он считает, что область применения ИИ должна быть достаточно конкретна. Проще говоря, ИИ не способен сегодня решать абсолютно разные задачи: нарисовать картину, а потом проанализировать квартальный отчет. Разработки в области ИИ сфокусированы на решении типичных, рутинных задач. И главное, что они специально затачиваются «обучаются» для решения конкретной задачи. Например, ИИ отлично подойдет для составления типового договора, для этого не нужно привлекать юриста. А вот если ИИ показывать долго рентгеновские снимки, то он научится быстро находить патологии. Только нельзя потом, вместо снимков показать кардиограмму, чтобы ИИ поставил диагноз. Для этого нужно обучать другой ИИ.
Профессор математики, кандидат технических наук и научный консультант Artezio (ГК Ланит) Владимир Крылов считает, что всегда сохранятся ниши, где человек будет необходимым.
«Хотя объем этих ниш будет сокращаться, но вряд ли люди будут вытеснены полностью, поскольку речь идет о сервисах, конечным пользователем которых остается человек. А некоторые люди, как минимум, просто не захотят доверять машине», — отмечает ученый, автор многочисленных научных работ о применении ИИ.
В рамках паттернов
Искусственный интеллект сегодня — очень умный способ автоматизации работы. Но не надо наделять его большими способностями. Пока профессИИ для роботов — это список мечты, ИИ пока не способен реально заменить человека. Он может заменять сложные и рутинные операции, то есть ИИ работает и обучается на базе повторяющихся паттернов. Об этом говорит Сергей Лукашкин, директор Научно-образовательного центра “Цифровые технологии в образовании” ВШМ СПбГУ.
Он считает, что все упирается в количество доступных данных, паттернов, по разным профессиям. Например, если у создателей ИИ станет достаточно данных для того, чтобы реально оценивать ситуацию на дорогах, тогда можно будет заменить таксистов. Но пока даже начинающий водитель-человек может дать огромную фору искусственному разуму.
«Всегда присутствует элемент неопределенности и неожиданности, на который сможет отреагировать только человек с естественным интеллектом. Несмотря на то, что таксистов пока не заменили, для водителей разработали отличных ассистентов, которые помогают оставаться в полосе, когда человек заезжает на разметку, или следят за тем, чтобы водитель на устал. Да, возможно, появятся автопилоты, которые, скорее всего, будут массово применяться для грузовых перевозок по стандартным маршрутам. Сегодня уже есть автономные платформы, которые применяются на заводах и ездят по разметке, но и они работают совместно с людьми на конвейере. Сегодня наиболее эффективной оказалась схема совместной работы ИИ и человека», — отмечает эксперт.
При этом паттерны можно считывать даже в профессиях, которые принято считать творческими.
В трудах писателя, художника или аниматора существует много рутины.
«Так, в анимации, в создании современного кино и других визуальных произведений всегда присутствуют некоторые паттерны. Например, вы создали какую-то картинку, и ее надо поместить на разный фон. В этом случае «умный фотошоп» может ускорить процесс. ИИ будет полезен и в творческих профессиях, он упростит и ускорит, а, значит, и удешевит производство контента. Однако подлинное творчество ИИ заменить не сможет, потому что обучен на огромных массивах данных и способен действовать только в рамках знакомых паттернов. При этом в современных алгоритмах, безусловно, присутствует элемент вероятности. Поэтому сегодня при помощи ИИ можно генерировать изображения лиц людей, которых на самом деле не существует», — отмечает Сергей Лукашкин.
Чтобы вы понимали, на какое творчество способен ИИ, мы попросили у AI-копирайтера сгенерировать текст на тему, может ли робот заменить художника. Кстати, этот проект недавно получил финансирование и считается одним из лучших генераторов текстового контента.
Но вот что получилось:
«Недавно искусственный интеллект произвел новую революцию в мире искусства. Этот технологический прогресс позволил создавать картины, которые выглядят так, будто их создали художники. Однако некоторые художники относятся к этому процессу с недоверием. Они уверены, что искусственный интеллект никогда не заменит настоящих художников. Как вы думаете, что ждет мир искусства в будущем?».
Роботу-копирайтеру явно есть куда расти, равно как и другим сервисам, которые, как грибы появляются на российском рынке.
Элемент рекламы?
Летом 2022 года Cбер представил ИИ для генерации изображений по текстовому описанию на русском языке. Она получила название Kandinsky и представляет собой улучшенную версию мультимодальной нейросети ruDALL-E. Нейросеть генерирует картинки по описанию на русском языке.
Казалось бы, зачем крупному финансовому учреждению тратить деньги на ИИ, который генерирует картинки. Но в этом есть определенная логика. Нужно понимать, что банки уже давно заменяют работников на ИИ, и делают это довольно успешно. Например, ИИ помогает банкам принимать решение о выдаче кредитов, оформлять типовые документы, обзванивать должников.
Что же касается запуска Kandinsky, то как сказал на запуске системы первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин, развитие нейросетей укладывается в принятые финучреждением принципы применения технологий — мультимодальность, мультизадачность и мультиязычность.
Многие эксперты считают, что Kandinsky — это рекламный проект.
Если речь о ruDALL-E, то система по своей сути вторична и является умеренно удачной репликой DALL-E, — говорит Николай Михайловский.
«Возможно, однако, что внутри Сбера кипит нетривиальная работа и скоро мы увидим интересные инновационные разработки в этой области. C другой стороны, я полгода генерировал с помощью этой системы заставки для анонсов в соцсетях наших научно-технических вебинаров по нейронным сетям и всегда удавалось сгенерировать что-нибудь подходящее, как правило, в стиле Босха. Потому что это проще, а не потому, что есть гигантский выбор. Так в свое время Яндекс хвастался музыкой в стиле Скрябина не потому, что хотел именно в его стиле, а потому, что в другом не мог», — сказал эксперт.
Тот факт, что Kandinsky может быть маркетинговой «игрушкой» подтверждает и Владимир Крылов.
«Kandinsky не используется, по крайней мере нет упоминаний об этом, для решения научных задач, выявления закономерностей ассоциаций языковых и визуальных образов и даже прикладных исследований как целенаправленно общаться с такой моделью на русском языке. А ведь эта модель уже имеет уровень сложности достаточный, чтобы разрабатывать методы Software 3.0 – называемые промпт-программированием. Модели класса DALL-E уже вызвали к жизни массу публикаций в этом направлении, но вопрос связи языка и образа следует изучать и для русскоязычной среды», — отмечает кандидат технических наук.
Сергей Лукашкин полагает, что пока эта система интересна больше специалистам и для обучения этих моделей требуется большое количество часов, поэтому частные лица вряд ли смогут этим заниматься, хотя бы потому, что это дорогостоящий процесс.
«В целом, я смотрю на это как на возможность с одной стороны выращивать кадры для выполнения задач связанных с ИИ, с другой — как на возможность генерировать изображения, что может иметь прикладное значение для дизайнерских студий, для тех, кто много работает с контентом, для социальных сетей. В промышленном масштабе это пока не применимо, но имеет хорошие перспективы в будущем», — говорит он.
Кого заменит ИИ сегодня?
Важно понимать, что искусственный интеллект, как таковой, еще не создан. То, что масс-медиа сегодня называют «искусственным интеллектом» — всего лишь функция, принимающая на вход набор параметров и выдающая какой-то ответ, — говорит Михаил Альфа, Tech Lead of Flutter development в Holland&Barrett.
«Современные решения для генерации изображений получили качественный рывок буквально в этом году и они могут отъесть часть рынка у дизайнеров самого низкого ценового диапазона. Но, это крайне маленькая часть рынка и глобально ни на что не повлияет. С бухгалтерами и юристами дело обстоит скорее так, что ИИ-системы будут помогать существующим специалистам существенно улучшая производительность последних, но точно не заменят их. А таксисты могут и вовсе просто улыбнуться. В процессе вождения так много факторов, которые невозможно учесть, что современных систем автономного вождения нет и не предвидится. Намного проще пойти по пути воздушного автоматического транспорта, в управлении которым намного меньше негативных факторов», — отмечает технический специалист.
Сергей Лукашкин убежден, что ИИ не может творить самостоятельно, его все время придется направлять, корректировать, дорабатывать руками, и по-настоящему эффективным он будет в решении условных “рутинно-творческих” задач, потому что не обладает свободой воли и многими другими признаками естественного мышления. Текущие же разработки будут трансформироваться в систему генерации какого-то поточного контента или более четкого и реалистичного создания изображений, например, для постеров, рекламных материалов или иллюстраций книг. Это будет полезно, потому что позволит значительно сэкономить время.
Говоря о перспективе применения ИИ в России, эксперт полагает, что смысл использовать искусственный разум заключается в том, чтобы стоимость алгоритмов и “железа”, на котором происходит производство, была дешевле стоимости человеческого труда. Пока наибольшим спросом пользуется распознавание изображения, а в частности – распознавание лиц, потоковых данных. Это может применяться от анализа потребительского поведения до идентификации каких-то людей на улице по походке, от анализа эффективности работы технического специалиста до контроля действий персонала.
Все специалисты с которыми мы поговорили уверены, что ИИ — это очень интересный и полезный инструмент для разных профессий, который может дать неограниченный источник вдохновения, но ни в коем случае не замена.
Мнение экспертов.
«Это делается в первую очередь из PR-соображений»
Генеральный директор WaveAccess Александр Азаров.
Зачем банки и другие компании разрабатывают ИИ для генерации изображения (например, Kandinsky от Сбера)?
На наш взгляд, это делается в первую очередь из PR-соображений. Польза от таких проектов весьма ограничена, они плохо масштабируются на рынок прикладной разработки. Однако сам факт и результат, конечно, поражают воображение.
Хотя, например, в сфере UX/UI-дизайна возможности ИИ вполне обосновано используются специалистами для генерации контента по запросу. В частности, инструменты создания лиц несуществующих людей (пример – инструмент на базе нейронной сети StyleGAN), когда требуется большое количество фотографий (для демонстрации аватарок пользователей сервиса и т.д.). В противном случае поиск и проверка каждой фото на законность использования потребует больших ресурсов.
«Я вообще не принимаю нейросети в творчестве»
Иван Позднышов — начальник криптоотдела Vekus Mining Development.
Какие перспективы использования ИИ на стыке творчества вам видятся более реалистичными и почему?
До создания оригинального контента пока еще очень далеко. Творчество — это не компиляция текста, музыки или картин, даже если есть большая база, опыт каждого человека уникален. Конечно, это все можно свести к расширенной базе данных для нейросети, но для этого понадобятся огромные вычислительные мощности, которых пока нет.
Внедрение ИИ в повседневную жизнь происходит на фоне снижения уровня образования. Учащимся дают готовые ответы в тестах, для того чтобы ответить правильно, не нужно думать, достаточно выбрать верный вариант ответа. Если развернуть задачу, то современный ребенок не сможет её решить, даже если бы ответил на неё в виде теста.
Такой подход формирует человека, который живет в иллюзии выбора правильного ответа из ограниченного числа вариантов. В этом и кроется успех применения ИИ-систем для генерации текста и картинок. Если человек существует в рамках выбора из двух-трех-четырех вариантов из существующих шаблонов, ИИ легче скомпилировать это.
Я вообще не принимаю нейросети в творчестве. Как минимум, потому что это творчество выглядит слишком абстрактно и непрофессионально. Все, что я видел на текущий момент мне не нравилось. Хотя я допускаю, что может наступить момент, когда я увижу картинку и подумаю: «Ого! Какая красота!». Тогда да, я буду принимать ИИ в искусстве и творчестве.
- Роскомнадзор включил WhatsApp в реестр организаторов распространения информации - 21/12/2024 18:44
- Что такое антидетект-браузер? - 21/12/2024 18:34
- Аналитики предсказывают возможное банкротство Ubisoft в 2025 году - 20/12/2024 21:18