Из-за того, что компании постоянно стремятся расширить свое присутствие в онлайне, каждый раз предприниматели встают перед выбором, что лучше подойдет для дальнейшего развития бизнеса: приложение или мобильная версия вебсайта? Некоторые эксперты считают, что мобильные приложения – способ охватить большую долю рынка. C другой стороны, среди предпринимателей и маркетологов распространено мнение, что удобный вебсайт, интерфейс которого адаптируется под экран любого телефона, для клиентов может быть не менее удобным, чем приложение, так как он позволяет контактировать с контентом на сайте компании или интернет-магазина.

Сегодня порядка половины пользовательского трафика генерируют мобильные устройства. Кроме того, большинство пользователей смартфонов проводят более 50% “телефонного” времени в приложениях. О том, что лучше выбрать предпринимателю на начальном этапе развития бизнеса рассказывает директор по разработке компании Scalio Антон Букарев.

В первую очередь нужно определить, какие задачи будет решать мобильное приложение или сайт? Чтобы понять, что лучше подойдет для достижения целей компании – владелец бизнеса (или менеджмент компании) должны сформулировать ответы на следующие вопросы: 

  • Зачем компании нужен сайт или мобильное приложение?
  • Зачем этот сайт или приложение необходимы клиенту?
  • Насколько часто предположительно он будет их использовать?
  • Из какого источника будет генерироваться трафик?
  • Какие функции необходимы пользователю?

Если предприниматель еще не определился с выбором, то стоит обратить внимание на то, что сайт быстрее начнет приносить прибыль и позволит расширить охват аудитории. Мобильное приложение стоит выбрать в той ситуации, когда бизнес нацелен на максимальное использование всех новейших функций современных смартфонов, в ситуации, когда технологии веб-разработки не могут реализовать весь функционал продукта.

Разберем подробнее основные преимущества вебсайтов:

  • Дешевле в разработке. Работа специалистов по HTML, JavaScript, TypeScript и других технологий, связанных с веб-разработкой, стоит дешевле, чем работа специалистов по разработке приложений. Это связано с разницей в требованиях к квалификации разработчиков
  • Сайты, адаптированные для мобильных экранов, продвигаются поисковыми системами. В настоящее время создание универсальных сайтов с адаптивной версткой (responsive), которая автоматически перестраивает содержимое страницы под размеры экрана, является стандартом, так как мобильный трафик стал превалировать над трафиком с настольных компьютеров.  Кроме этого, поисковые системы продвигают сайты, адаптированные под мобильные устройства, в поисковой выдаче. Также в случае с вебсайтом предприниматель может применять такие технологии, как SEO или таргетинг по ключевым словам.
  • Сайты доступнее, чем мобильные приложения в силу того, что страницы индексируются поисковыми системами и отображают ссылки на эти страницы для всех пользователей поисковых систем. Из-за особенностей технологий мобильных приложений поисковые системы не могут проиндексировать их содержимое. Эта особенность снижает охват аудитории приложения.
  • Сайты не зависят от платформ. Стандарты технологий для создания сайтов унифицированы, это дает гарантию, что сайт будет отображаться так, как задумывал разработчик на устройствах с разными операционными системами. Иными словами, устройства на Android и iOS отобразят один и тот же сайт одинаково. Мобильные приложения создаются под определенную операционную систему с использованием разных инструментов разработки, что приводит к увеличению сроков и стоимости разработки.
  • Изменения на сайтах доступны моментально, например, при обновлении содержимого. В случае мобильных приложений необходимо пройти процесс проверки в магазине приложений (AppStore или Play Market) и дождаться, когда пользователи установят обновления.
  • Ссылки на страницы сайтов можно отправить знакомым. С мобильными приложениями так сделать не получится – другому пользователю нужно установить приложение. 

Преимущества мобильных приложений:

  • Мобильные приложения позволяют поддерживать индивидуальную связь клиентами посредством push-уведомлений – подсказок с полезной информацией, которые появляются в шторке уведомлений. Ключевая особенность push-уведомлений в том, что пользователи чаще предоставляют доступ к ним именно в приложениях, а не на сайтах, что увеличивает показатели конверсии.
  • При разработке игр нужно принять во внимание, что приложения предоставляют больше возможностей для разработчиков и пользователей в силу того, что приложения менее ограничены технологически в отличие от онлайн-игр, которые запускаются через браузеры смартфонов и других мобильных устройств.
  • Мобильные приложения часто используются, когда необходимо применять сложные вычисления и представление данных.
  • Возможность использования платформенных компонентов, таких как навигация, уведомления и интеграция с другими мобильными приложениями.
  • Работа без соединения с интернетом. Сайты требуют постоянного подключения к сети, мобильные приложения могут запускаться и работать без доступа в интернет.

Принятие решения по разработке мобильного приложения или мобильного вебсайта должно опираться на конкретные цели и задачи компании. Большинство стартапов сначала запускают сайт, а затем, если приходит к выводу о необходимости приложения, переходят к его разработке. Лишь немногие компании выходили на рынок, начиная с мобильных приложений.

Однако в связи с тем, что в течение последних лет трафик со смартфонов значительно выше по сравнению с десктопами, выбирая между сайтом и приложением, стоит в первую очередь разработать сайт для большего охвата аудитории, а затем, при необходимости в сложном функционале обратить внимание на мобильные приложения.