Фиджитал спорт – новый вид спорта, стремительно развивающийся в России при поддержке государства. По всей стране проводятся гибридные соревнования, открываются специализированные спортобъекты, ведущие вузы готовятся к запуску образовательных программ, связанных с фиджитал-играми. О перспективах и сложностях становления инновационного направления в мире спорта Digital Report рассказали представители факультета Игровой индустрии и киберспорта Университета “Синергия”. 

Термин phygital является производной двух слов – physical и digital (“физический” и “цифровой”). Фиджитал спорт представляет собой функционально-цифровое двоеборье, объединяющее физически активный спорт и киберспорт или VR-технологии. Например, на соревнованиях по фиджитал-футболу спортсмены которые могут купить EA Sports FC 24, а затем играть в FIFA (теперь это FC) на игровой консоли потом выходят на поле для мини-футбола. Фиджитал-гонщики, в свою очередь, соревнуются на платформе автосимулятора Assetto Corsa, после чего участвуют в заезде на картингах. Команда-победитель определяется по сумме очков, заработанных в обоих этапах – физическом и цифровом.

Официальное признание

В начале 2022 года президент России Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2024 году “Игр Будущего” – международного турнира в Казани с призовым фондом в 25 млн долларов, который поделят победители в 16 фиджитал-дисциплинах. С тех пор в рамках подготовки к турниру проходят первые фиджитал-игры, на которых тестируют новый вид спорта.

“Фиджитал спорт набирает популярность, – отметил Максим Залилов, преподаватель факультета Игровой индустрии и киберспорта Университета “Синергия”, старший преподаватель кафедры Теории и методики компьютерного спорта, шахмат и цифровых технологий РУС “ГЦОЛИФК” , сотрудник отдела развития киберспорта в ГБОУ ДПО “Московский центр “Патриот.Спорт”. – Уже четыре раза прошли официальные тестовые фиджитал-игры в Казани, все механизмы отточены, качество трансляции на высоте. Мы проводили школьные и студенческие фиджитал-игры, в апреле планируем соревнования между командами колледжей. Ребята участвуют с удовольствием, в этом виде спорте видят большой потенциал. В масштабах России все будет зависеть от успеха “Игр Будущего””.

В начале 2023 года в Минспорте подписали приказ о включении фиджитал спорта (функционально-цифрового спорта) во Всероссийский реестр видов спорта. По мнению профильных экспертов, признание функционально-цифрового спорта в качестве официального вида спорта стало логичным и целесообразным решением.

Это свидетельствует о том, что государство заинтересовано в развитии данного вида спорта на всей территории России, – сказал Даниил Лопатников, преподаватель факультета Игровой индустрии и киберспорта “Синергии”, главный специалист отдела внешних коммуникаций ФГБУ ФЦПСР (Минспорт России), разработчик игровых серверов любительской киберспортивной лиги GoAndPlay. – Данное решение обусловлено необходимостью регулирования развития этого вида спорта, подготовки спортивного резерва, установления квалификаций спортсменов в фиджитал спорте, организации спортивных соревнований. В следующем году будет дан старт международному спортивному движению “Игры Будущего”, в котором фиджитал спорт выступает как отдельный вид программы, включающий в себя несколько дисциплин. Профильный регулятор в лице Министерства спорта лучше всех знает, как правильно подготовить спортсменов к таким соревнованиям и систематизировать процесс их организации с учетом накопленного опыта”. 

Первые в мире

Заведующий кафедрой Киберспорта университета «Синергия» Елена Скаржинская, подчеркнула, что Россия стала первой страной в мире, которая признала этот вид соревновательной деятельности видом спорта.

“Сейчас в Казани проводятся международные тестовые турниры, которые и могут стать драйвером популяризации этого нового спортивного движения”, – сказала Елена Скаржинская.

России не привыкать быть первопроходцем в сфере инноваций. Как напомнил Даниил Лопатников, в 2001 году РФ первой в мире признала киберспорт официальным видом спорта. По его словам, наша страна занимает лидирующие позиции на международной спортивной арене, а материально-техническая база и накопленный опыт в организации спортивных мероприятий дают ей полное право на проявление инициативы в части зарождения новых форм соревновательной деятельности.

“Быть первым и делиться опытом со своими коллегами на международном уровне – всегда хороший повод для развития новых каналов коммуникации и взаимодействия”, – подчеркнул Даниил Лопатников.

Полезное новшество 

Фиджитал спорт позволит одновременно развивать и киберспорт, и традиционные виды спорта, а также будет способствовать появлению “человека будущего”. Такого мнения придерживается преподаватель факультета Игровой индустрии и киберспорта “Синергии”, доцент кафедры Теории и методики компьютерного спорта, шахмат и цифровых технологий РУС “ГЦОЛИФК” Алексей Талан, который открыл первый в мире фиджитал-центр в Кемерове в рамках форума “Россия – спортивная держава”.

Фиджитал спорт позволяет подготовить человека будущего, который гармонично развит физически и когнитивно. Сложные координационные упражнения, которые требуется выполнять в фиджитал спорте, обеспечат ему развитие интеллектуальных навыков. Такой человек сможет эффективно решать вызовы современного мира. Он будет быстро “щелкать” различные сложные интеллектуальные задачи, обладая при этом хорошей физической формой”, – отметил Алексей Талан.

По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, в России киберспортом интересуются 15,4 млн человек. Не исключено, что размер аудитории фиджитал спорта, в котором олимпийская триада “тело, воля, разум” дополняется таким компонентом, как технологии, превзойдет эти показатели. Как сообщил Чернышенко, общий охват аудитории фиджитал-игр в 2022 году составил 180 млн человек.

Даниил Лопатников уверен, что новый вид спорта привлечет новых граждан к занятиям физической культурой и спортом. Слияние физического и цифрового миров, которое предполагается в фиджитал спорте, заинтересует в том числе молодых людей, с головой ушедших в “цифру” и разочаровавшихся в ценностях реальной жизни.

“Вопросы подобного рода поднимались в сравнении компьютерного спорта с геймингом, где принципиально важным стоит отметить то, что гейминг является лишь увлечением без какой-либо регламентации во времени игры и конкретных достигаемых целей и задач. Геймеры действительно могут быть подвержены утрате ценностей в реальном мире, пребывая за своей любимой “игрушкой” по пять и более часов в день. При этом не стоит забывать о том, что подобного рода занятия влекут за собой и ряд заболеваний: гиподинамия, синдром запястного канала и так далее”, – рассказал Даниил Лопатников.

Фиджитал спорт обретет массовую популярность на фоне снижения интереса зрительской аудитории к классическим видам спорта, считает Максим Залилов.

При этом востребованность киберспорта, как отмечает эксперт, растет из года в год.

“Это связано в первую очередь с тем, что новые поколения не смотрят телевизор, в котором показывают классический спорт, а берет информацию в онлайне. Киберспорт – это как раз продукт онлайна. Соединить киберспорт и классические виды спорта было грамотным решением: у старшего поколения есть возможность познакомиться с новым спортом, а у младшего поколения – обратить внимание на классические виды спорта”, – сказал Максим Залилов.

Турнир “Игры Будущего” обладает колоссальным коммерческим потенциалом, способным привлечь достаточное количество партнеров на этапе подготовки. Об этом в конце 2022 года заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, который не сомневается, что соревнования в Казани будут пользоваться огромной популярностью и что другие государства вскоре начнут проводить аналогичные турниры.

“Для бизнеса и государства открывается уникальная возможность создания новых рабочих мест, организации спортивных сооружений, комплексного взаимодействия на всех уровнях, а также различных форм государственно-частного партнерства”, – отметил Даниил Лопатников.

Альтернатива Олимпиаде

Эксперты сходятся во мнении, что успех фиджитал спорта в России будет зависеть от целого ряда факторов. Речь идет и о своевременной поддержке со стороны государства, и об активности общественных организаций, отвечающих за развитие нового вида спорта, и об эффективности маркетинговых стратегий производителей/издателей видеоигр, которые войдут в содержание спортивных дисциплин фиджитал спорта, уточнила Елена Скаржинская.

Если все получится так, как запланировано, то фиджитал спорт может оказаться альтернативой Олимпийским играм, которые стали чрезмерно политизированы на фоне обострения отношений России с западными странами.

“Мы сейчас как никогда изолированы от соревнований, и те ограничения, которые ввели международные федерации для наших спортсменов, говорят лишь одно: нам нужен новый спорт, спорт, который будет вне федераций, вне стран и, главное, вне политики. Именно фиджитал спорт должен стать если не заменой, то уж точно в один ряд с классическими видами спорта”, – сказал Максим Залилов

Россия может стать лидером нового спортивного движения мирового уровня, считает Алексей Талан. “Фиджитал-игры в качестве альтернативы или здоровой конкуренции Олимпийским играм – это превосходная идея, – отметил эксперт. – В теории этот проект может объединить инновационные виды спорта, которые по тем или иным причинам пока не могут быть включены в Олимпийские игры. Можно сказать, что “Игры Будущего” – это такие Олимпийские игры для новых, задорных, бодрых, цифровых видов спорта”.

Не все так просто

Однако прежде чем строить планы о выходе на международный уровень, необходимо преодолеть ряд факторов, сдерживающих развитие фиджитал спорта.

“Один из локальных факторов сводится к тому, что в нашей стране практически отсутствуют популярные отечественные киберспортивные видеоигры, – сказала Елена Скаржинская. – Есть и глобальный фактор: МОК активно развивает Олимпийскую виртуальную серию и настойчиво рекомендует международным спортивным федерациям развивать цифровые реплики своих видов спорта, тем самым размывается содержание фиджитал спорта. Ведь международные спортивные федерации могут проводить соревнования в формате двоеборья по своим видам спорта”.  

По мнению Максима Залилова, основная проблема заключается в том, что в России практически нет фиджитал-спортсменов, которые могли бы показывать одинаково высокие результаты как в реальном спорте, так и за компьютером или игровой приставкой. Киберспортсменам приходится подтягивать физические навыки, а спортсменам других направлений – погружаться в кибер-дисциплины.

“Стороннему человеку пока тяжело даже просто узнать о данном виде спорта, не то что начать тренироваться. Да и подходящих площадок для тренировок немного: местами, конечно, открываются фиджитал-центры, но явление это не повсеместное. Это интересный проект, но надо смотреть за качеством его исполнения. Сейчас видно, что ребята немного торопятся, упускают методическое и научное сопровождение, активно не работают с экспертами из индустрии, в том числе с представителями киберспорта”, – считает Максима Залилова.

По его словам, в сравнении с западными странами России не хватает исследований на тему компьютерного спорта, а научных работ на тему фиджитал спорта почти нет. Если бы организаторы “Игр Будущего” провели всероссийское исследование с подключением лучших специалистов, то у нового вида спорта было бы больше шансов на успех.

Для решения этой проблемы Минобрнауки попросило отечественные вузы поделиться результатами своих исследований на темы видеоигр, киберспорта, стриминга, а также использования игр в образовательном процессе. Заинтересованные ведомства и представители нового спортивного движения стараются плотно сотрудничать с высшими учебными заведения. Организаторы “Игр Будущего” подписали соглашения о сотрудничестве с десятками вузов России. Учебным заведениям предстоит подготовить квалифицированные научно-педагогические кадры, без которых невозможно развитие фиджитал спорта, и принять участие в разработке федерального стандарта спортивной подготовки по фиджитал спорту. В вузах также открываются центры подготовки волонтеров, которые примут участие в проведении турнира в Казани. Один из таких центров действует в Университете “Синергия”, который 10 апреля подписал с Дирекцией спортивных и социальных проектов соглашение о реализации волонтерской программы в рамках “Игр Будущего”.

“Спортивные студенческие клубы могут развивать этот вид спорта, но требуются подготовленные кадры, понимающие его специфику”, – сказала Елена Скаржинская.

Удастся ли профильным министерствам в связке с общественными и образовательными организациями запустить полномасштабное движение, способное в перспективе стать альтернативой Олимпиаде, покажет время. Первые “Игры Будущего” в России стартуют в феврале 2024 года. Ждать осталось сравнительно недолго.