В России, похоже, законодатели всерьез озаботились содержанием военных видеоигр. Оказалось, что популярные среди молодежи игры – это продукт западных студий, которые привыкли изображать американских военных героями, а остальные страны в числе их противников. Примечательно, что первый раз на сценарий таких игр законодатели в России обратили внимание еще в 2009 года, когда вышла игры Call of Duty: Modern Warfare 2. Один уровень содержал сцену, которая стала поводом, чтобы видеоигру попытались запретить, а чуть позже подвергнуть цензуре. Теперь, судя по всему, цензура может добраться до всех западных военных игр. Появилась законодательная инициатива о запрете игр в которых используются изображения военных из недружественных стран. Под такой запрет может попасть игра Call of Duty: Black Ops 4 и другие военные игры, которые в основном создаются в США и Европе. Мы спросили у экспертов, а есть ли смысл в таком запрете?

«Претензии к Call of duty в России, возникают уже не в первый раз»

Василий Овчинников, генеральный директор АНО “Развитие видеоигровой индустрии”.

Претензии к Call of Duty в России, возникают уже не в первый раз, Warzone еще недавно был официально не доступен в России, но запрет скорее помог игре популяризироваться на российском рынке. Подобные ограничения могут лишь негативно отразиться на и так пострадавшей в последнее время отрасли. Сейчас отечественный гейминг не может конкурировать по масштабам и инвестициям, с мировыми западными лидерами видеоигровой индустрии, где выпуск игр это по сути отработанный конвейер. Но за этим конвеером стоит однотипность многих игр, поднадоевшая геймерам и открывающая возможности для оригинальных проектов сопоставимого качества завоевывать сердца людей. Так, например, одним из лидеров продаж в мире в этом году стала Elden Ring – игра, относящаяся к специфическому поджанру souls-like, который из-за повышенной по современным меркам сложности обладает лояльной, но относительно узкой аудиторией поклонников.

Выпуск видеоигр это очень дорогостоящий продукт, на Западе в их производство и маркетинг вкладываются сотни миллионов долларов, российские масштабы пока только десятки миллионов долларов в год. Сейчас без ощутимой “боли” заменять западные игровые аналоги могут в Китае, поэтому у нас пока возможный запрет на видеоигры вызовет негативную реакцию геймеров. Еще нужно не забывать, что мы пиратство “победили” 10-15 лет назад. Последний опыт ухода популярных сторов из России говорит, что продукт все равно будет у “пиратов”. В итоге мы можем увидеть противоречия, где руководству доложат о том, что проблема решена, но пользователи все равно будут скачивать игру через неофициальные сервисы.

По моему мнению лучшим решением может стать скорейшее формирование индустрии, способной выпускать конкурентоспособные продукты, которые в будущем смогут конкурировать с зарубежными аналогами? И только потом можно обсуждать введение ограничительно-стимулирующих мер поддержки, а обществу и инвесторам начать вкладывать средства, сопоставимые с российской киноиндустрией, фильмами уровня Вторжение, Легенда №17 или Салют-7, с не меньшим количеством проектов и бюджетом за которым через какое-то время будет и качество, и режиссура и возможность доносить общественно значимые идеи. После таких проектов можно рассчитывать на формирование команд, которые смогут создавать новые интересные продукты, в которые будут играть по всему миру.

Ведь у нас есть большой потенциал, в виде инди-разработчиков, которые остались в России, и с минимальным бюджетом реализовывают проекты с уникальными игровыми механиками. Их преимущество в том, что они не ограничены большими корпорациями или маркетинговыми стратегиями, и могут делать оригинальные продукты, интересные прежде всего потребителю. У нас еще остались российские видеоигровые студии, которые могли бы стать основной для создания подобных игр.

Еще важно понимать, что CoD это игра со множеством игровых режимов и процессов. Вопрос о запрете вызвала только часть игры, “кампания” – по сути художественное произведение с сюжетом, режиссурой, работой оператора, диалогами, светом и сценами.

Например, Калибр (1CGS) или Warface (MY.GAMES) учит играть вместе ради победы, в них нет сторон, только команды соперников в равных спортивных условиях. Нет там и острополитического сюжета или пропаганды чего-либо, как и у Escape from Tarkov (Battlestate games) нет как такового глобального сюжета, в котором и живут смыслы, пропагандирующие что-либо. “Калибр”, например, соревновательный проект, в нем нет смысловых элементов, это киберспортивный инвентарь.

Что касается борьбы с фейками – лучшим решением будут не запреты, а информирование людей, просвещение их о том что такое информация в современном мире, как ее потреблять и как применять, перепроверять в нескольких источниках и т.д. Тогда фейки не вызовут ничего кроме раздражения или равнодушия, а результатом будет потеря аудитории у таких каналов информации, и в обществе сформируется как с короновирусом коллективный иммунитет и культура потребления информации, в том числе содержащейся в сюжетных играх.

Какой смысл говорить о воспитании тех, кто к 30 годам жизни способен поверить сюжету игры, где военные его страны 10 лет назад по реальному времени, изощренно убивают детей. От чего их можно оградить?

«В подавляющем большинстве случаев разработчики игр не стремятся к реализму»

Михаил Пименов, директор по развитию направления игровой индустрии Университета «Синергия».

В видеоиграх часто используются условности — например, в Counter-Strike тоже есть две стороны, которые противопоставляются друг другу, но по факту это как черные и белые фигуры в шахматах, а за один раунд команда успевает поменяться сторонами. В серии Sid Meier’s Civilization игроки сами вольны выбирать любую сторону и развивать историю разных государств — так, как им интереснее. В подавляющем большинстве случаев разработчики игр не стремятся к реализму, а наоборот, пытаются воплотить в игре то, что в реальности встретить невозможно — это может быть альтернативной историей, фантастический сеттинг с другими мирами или механиками, которые нарушают законы привычной нам физики.

Если же игра изначально создается и позиционируется как историческая, то намеренное искажение исторических фактов в ней уже нельзя привязывать к художественному вымыслу. В таких случаях уже сами игроки будут возмущаться и писать гневные тирады на официальных ресурсах компании или даже петиции, как это было в нашумевшем случае с Company of Heroes 2. В этом как раз и заключается большая разница — что считать намеренной целью оскорбить или выставить исторические события в искаженном свете, а что художественным вымыслом. Цензура или запрет в отношении последнего нецелесообразны.

«Сейчас море негатива обрушивается на разработчиков CoD и Battlefield»

Глеб Кадомцев, директор по развитию киберспортивной секции и компьютерного клуба Академия Киберспорта XP.

Полностью понимаю для чего это делается, однако сомневаюсь в результативности мер, которые могут быть приняты.

В данный момент всё ключевые военные тайтлы создаются в США или Европе (Battlefield, CoD, CSGO, ARMA и т.п.). Все эти проекты прежде всего имеют огромную аудиторию, что позволяет, в том числе нашим игрокам очень быстро находить команду и противников для игры, не находясь в зале ожидания часами. И, конечно, не стоит забывать про огромные бюджеты, которые тратятся как на саму игру (процесс разработки), так и на её поддержку, в том числе маркетинговую.

За все эти годы аудитория привыкла именно к этим играм со всеми их особенностями, при этом нет качественных российских аналогов, способных полностью заменить эти игры.

Конечно, после запрета появится дополнительный стимул для наших разработчиков и наверняка появятся интересные отечественные тайтлы, но на их разработку уйдут годы, а пользователи останутся без игры уже сейчас и лишь поднимут волну недовольства и всё равно будут искать способы как обойти запрет.

На мой взгляд, действительно адекватный способ “бороться” с западными играми на военную тематику – это создавать собственные конкурентно способные игры, которые будут перетягивать аудиторию не за счёт запретов, а за счёт интересного предложения. Сейчас море негатива обрушивается на разработчиков CoD и Battlefield, т.к. страдает качество игр, а студии явно пытаются максимально доить свою аудиторию. Если в России появится аналогичный проект, но с адекватной b2p моделью или с разумной f2p моделью, то он имеет все шансы отвоевать большую часть отечественного рынка у западных аналогов. При должной маркетинговой поддержке, само собой.

Россия известна своей армией и оружием, у нас есть все шансы создать крутые военные игры с отечественной техникой, от которой наши игроки будут в восторге.