Российские ИТ компании ждут от нового года не столько окончания пандемии, сколько налоговых льгот, которые начнут работать с 1 января 2021 года. Станет ли беспрецедентное снижение налогов спасительным кругом для всей индустрии или нет. Мы попросили ответить на этот вопрос Игоря Боева, со-основателя и управляющего партнёра онлайн-сервиса для учета денег в бизнесе «ПланФакт».

Стали ли льготы по налогам для ИТ спасательным кругом для индустрии?

Во-первых, все озвученные меры начнут действовать с 1 января 2021 года, поэтому говорить о том, что налоговый манёвр уже стал спасательным кругом, преждевременно. 

Многие компании в ИТ-секторе – это микробизнесы, стартапы, которые, в основном, работают по упрощенной системе налогообложения, поэтому снижение налога на прибыль с 20 до 3 % их не коснется. Но для тех, кто работает по основной системе налогообложения, конечно, сыграет положительную роль снижение уровня страховых взносов и налога на прибыль. Полагаю, что такие компании сейчас находятся в томительном ожидании и надежде, что налоговые изменения будут действовать долгосрочно.

Мне видится, что цель предстоящих изменений – не только и не столько антикризисная поддержка, сколько намерение государства через долгосрочное развитие отрасли обеспечить структурные изменения экономики, которые возможны через технологические достижения ИТ-сектора. Кроме того, государство дает сигнал и предпринимает действия к тому, чтобы компании переходили в легальное налоговое поле. Надеюсь, многие так и сделают, особенно на фоне одновременного усиления контроля за действиями компаний в направлении “оптимизации” налогов. 

В целом же, и, думаю, со мной согласятся многие коллеги, одного налогового маневра недостаточно – нужен комплекс мер по оздоровлению бизнес-климата: это и снижение налогов и сборов, и уменьшение количества проверок, те же честные суды, где бизнес сможет отстоять свои права и так далее.

Могут ли российские компании активно развиваться при текущем уровне налогообложения в России? 

У нас есть примеры успешных компаний – речь идет о таких ИТ-гигантах, как Яндекс, Mail.ru, Рамблер, Luxoft. Можно назвать и некоторые банки, которые, по сути, являются ИТ-проектами: тот же Тинькофф, Модульбанк, Точка.

При этом их точно было бы больше при благоприятном инвестклимате. Я не углублялся в изучение структуры собственников этих компаний, но знаю что у многих из них совладельцами являются зарубежные компании, или иностранные физические лица. Предполагаю, что это, в том числе, обусловлено вопросами безопасности бизнеса, снижением рисков.

Если перейти к сути вопроса, то известно ведь, что доля налогов от маленьких компаний или стартапов ничтожна в общем объёме налогов, получаемых государством. Но для самих этих бизнесов – это деньги, которые жизненно необходимы. Поэтому, считаю, стоит рассмотреть вопрос о том, чтобы совсем маленьких и/или начинающих в принципе освободить от налогов до достижения определенного уровня выручки. Пожалуйста – пусть эта корова растет, и когда начнет давать молоко, то будет делиться им. Причем я говорю это не сквозь призму интересов своей компании – «ПланФакт» вряд ли уже можно назвать новичком бизнеса, а, кроме того, нам удалось выйти на самоокупаемость без внешних инвестиций и сервис третий год подряд демонстрирует кратный рост выручки. Но я помню, как было тяжело в первые годы и точно могу сказать, что если бы мы были освобождены от налогового бремени, то быстрее и крепче встали бы на ноги.

Удалось ли за счет налогового манёвра снизить риски закрытия российских ИТ компаний и сокращения работников? 

В будущем, на какой-то процент – вероятно, да. Хотя, как я уже сказал, не считаю предпринимаемые меры глобальным рычагом помощи. Перед моими глазами – истории непосредственных собственников бизнеса – клиентов «ПланФакта». Некоторая часть небольших компаний микро и малого бизнеса, в период ограничений этого года закрылись, большинство – безвозвратно. Это произошло, в том числе, потому, что государство не оказало достаточных мер поддержки. Кто из пострадавших предпринимателей вернется в бизнес, сейчас, или после 1 января – не знаю, надеюсь, что такие будут. 

Как ощущается сейчас экономический климат в российском ИТ?

В целом дела обстоят тревожно. Если принять бизнес-климат за реку, то мы плывем против течения. Тот, кто не может сопротивляться – его вообще уносит. «ПланФакт» плывет, как и все, против течения и вопреки тренду двигается вперед. Задача государства – услышать тревоги предпринимательского сообщества и сделать бизнес-климат позитивным. Направить то самое течение в одну сторону с нами – создать условия для развития, обеспечить честную конкуренцию, избавить от излишнего прессинга.