Отключить доступ в глобальную сеть в России не получится. Такое мнение высказал директор по внешним связям в Восточной Европе и Средней Азии координационного центра RIPE NCC Максим Буртиков.

«Интернет — это сеть сетей, распределенная по своему изначальному дизайну, без центра и периферии. Устойчивость такой системы основана на том подходе, что каждая точка системы должна иметь возможность связаться с каждой другой точкой системы, отсюда и определение «сеть сетей». Чем больше в системе сетей (тех самых точек), чем больше путей от каждой к каждой, тем она стабильнее и отказоустойчивее. Это принцип противоположный тем, на которых построены иные привычные нам системы – централизованные и регулируемые.  В России огромное количество сетей, больше 6000 (это третье место в мире после США и Бразилии соответственно).

Связность между сетями очень хорошая и существует множество всегда доступных маршрутов между сетями, в результате чего Рунет способен более эффективно абсорбировать возрастающие и пиковые нагрузки (что и было продемонстрировано в период самоизоляции), и даже при злонамеренных действиях это гарантирует больший запас прочности. Рунет таковым сложился естественным образом из-за того, что был изначально открыт и незарегулирован, что позволило столь сильной связности развиться. Международная связность также в полном порядке, опять же благодаря открытости и отсутствию жесткого регулирования этой сфере – существует множество десятков международных «выходов», позволяющих коннектится к внешнему миру, к сетям за пределами страны.

Если один маршрут окажется недоступен по любой причине (ошибка маршрутизации, злонамеренные действия, повреждения инфраструктуры и кабелей и т.п.), то всегда будет множество альтернативных маршрутов. Чем их больше, тем стабильнее связность всей системы. Отключение всех международных маршрутов извне это задача, не реализуемая на практике, требующая невообразимой координации сотен компаний во множестве стран.

И даже если вдруг станут недоступны все внешние маршруты, то Интернет все равно будет работать, и пользователи все равно смогут получить доступ ко всему местному контенту и услугам (Россия одна из немногих стран, где зачастую местные контент-провайдеры имеют долю рынка выше зарубежных аналогов).

В отчете RIPE NCC о России, сделанном нами в прошлом году, мы на основе измерительной сети RIPE Atlas также продемонстрировали, что внутренняя маршрутизация стране весьма эффективна и местный трафик (от местно сети к местной, когда например, пользователь из россии хочет получить к доступ к российскому же сайту) остается внутри страны, не завися от зарубежных сетей. Также в России всегда доступно большое количество таблиц маршрутизации, в том числе зеркало (обновляемое в реальном времени) базы данных RIPE, так что не имеет никакого особого значения если какая-то из этих таблиц маршрутизации окажется недоступна. Все эти причины позволяют говорить, что полное продолжительное внешнее отключение страны от мировой сети не видится реализуемым”, – отметил топ-менеджер RIPE NCC.

Комментарий юриста

Владислав Касьян, управляющий партнер юридической компании “Гареев, Махно и Касьян”.

Несмотря на то, что один из самых обсуждаемых законов прошлого года “о суверенном интернете”, вступил в силу 01 ноября 2020 года, ни юридически ни технически он не позволяет “отключить” интернет или изолировать российскую часть интернета. В России до сих пор не приняты необходимые подзаконные акты. А учитывая, что нужное оборудование не установлено всеми операторами связи – нет оснований даже фантазировать на тему отключения интернета в России. Но даже если представить, что такая возможность есть, то экономический урон от такого отключения будет колоссальный. С другой стороны, у нас в стране уже были прецеденты, связанные с политическими протестами, когда в местах волнений пропадала какая-либо связь. Это другая ситуация и “точечное” отключение от интернета уже давно реальность. Но даже такие короткие локальные отключения приносят ущерб. Например, в Москве во время протестов перестали работать платежные термины ближайших магазинов. Разумеется это ударило по бизнесу.