После того, как SAP заявил об уходе с российского рынка, представители бизнеса столкнулись с проблемами перехода на «1С: ERP». Как сделать это безболезненно рассказали Антон Сергеев, руководитель направления RPA компании iiii Tech – российского ИТ-интегратора, специализирующийся на решениях для среднего и крупного бизнеса, и Валентин Драздов, директор по консалтингу ROOMY bots.

Пока сложно спрогнозировать, насколько негативно уход SAP повлияет на бизнес-процессы российских компаний. По данным из открытых источников, невозможным станет обновление учетных и управленческих систем, корректировать их под переменчивость внутренней структуры и российского законодательства. Опираясь на опыт нашей компании, клиенты уже сталкивались с блокировкой большей части опций и не возможностью выгрузки документов и отчетов. Очевидно, что замену надо искать быстро, и одним из возможных вариантов становится программа 1С. Чтобы переход с зарубежной платформы на отечественную был максимально безболезненным, стоит рассмотреть возможность использования технологий RPA. Сейчас они востребованы, как никогда, для всех сфер бизнеса и автоматизации многих рутинных процессов. Их использование позволит ускорить процесс перехода и минимизировать риск допущения ошибок при переносе данных вручную.

Сейчас для замены SAP большинство представителей бизнеса выбирают «1С: ERP» за счет таких преимуществ, как более выгодная цена лицензии, гибкость и соответствие потребностям российского бизнеса, гарантия отсутствия отключения ряда функций или не продления периода действия.

Сложности перехода

Простая миграция с SAP на 1С невозможна ввиду того, что на концептуальном уровне цифровые продукты на базе SAP и решения на базе 1С слишком разные.  В части, касающейся разработки и отладки, SAP примерно аналогична по функциональности  1С, однако в импортной платформе применяется множество языков программирования – ABAP, Java, SQL, SQLScript для обращения к базе данных, создания программ, для целей пользовательского интерфейса SAP ECC, а также JavaScript – в SAP Fiori – это инструмент для создания бизнес-приложений, в то время как разработчики 1С в основном используют один язык.

Помимо этого, доработки и масштабирование SAP стоят очень дорого, как и найм команды, так как требуют ряда различных компетенций специалистов: это и понимание бизнес-процессов, и знание методологии их построения, хорошие знания SAP и умение настраивать его в соответствии с требованиями, навыки ABAP-программирования и др.  Бытует мнение, что SAP выдает готовые решения для каждого бизнеса, однако, по сути, это набор модулей, которые собираются под конкретные задачи заказчика и при этом не являются законченным продуктом. В реальности практически ни одна компания не пользуется стандартной конфигурацией, у всех есть свои доработки, кастомные функции, отчеты. Разработчики отечественного решения более гибкие в этом вопросе: охотнее идут на кастомизацию своих решений, что больше подходит российскому бизнесу, чем коробочные западные решения.

Миграция — это всегда сложный проект, особенно в разрезе переноса данных (правильного переноса). Если мы берем перенос классической автоматизацией, нам нужно нанять команду программистов, обладающих компетенциями сразу и в SAP, и в 1С – а это очень дорогие специалисты. Кроме того, заточенные на программирование специалисты обычно трудно понимают специфику бизнеса и после переноса данных будут проблемы и повторные итерации переезда.

Какой выход?

Robotic Process Automation — роботизированная автоматизация бизнес-процессов, которая основана не на классическом подходе с использованием программирования и API систем, а на внедрении программных роботов, которые работают с пользовательским интерфейсом бизнес-систем и дают возможность автоматизировать длинные сквозные процессы, в которых задействовано множество систем. Например, перенос вручную данных из Excel в 1С, или наоборот.

RPA-платформа обеспечивает бизнесу снижение затрат и повышение эффективности рабочих процессов, ускоряет процесс миграции и исключает риски ошибок. Сервис можно использовать не только для нужд отдела продаж или бухгалтерии, но и для обработки клиентских запросов, разгружая тем самым сотрудников контакт-центров, в отделе кадров, где RPA автоматически будет формировать документы по запросам персонала — оформлять отпуска, больничные, справки и выписки.

Как будет проходить процесс миграции?

Средний период развертывания платформы RPA – от 2-3 месяцев. 30% этого времени занимает подготовка: сбор всех требований и пожеланий клиента, проведение исследования для уточнения целей, задач, объемов и особенностей предстоящей интеграции.

Далее согласовывается техническое задание на доработки или расширение базовой функциональности, программа настраивается под задачи заказчика и знакомые сотрудникам паттерны, постепенно интегрируется в IT-инфраструктуру бизнеса. Дополнительной услугой может стать проведение обучающих мероприятий для сотрудников, чтобы адаптация прошла проще и быстрее.

Есть ли другие варианты?

Использование платформы RPA – оптимальный, но не единственный способ безболезненного перехода с SAP на отечественные ERP-системы. Подавляющее большинство компаний осуществляет миграцию вручную, используя Excel. Обычно миграция данных включает в себя мастер-данные (товары, контрагенты), а также транзакционные данные за определенный период времени (отгрузки, закупки, бухгалтерские платежи и т.д.). Эти данные выгружают из таблиц SAP в Excel, а потом уже из Excel в 1С. Используя в этих процессах робота, компания сможет ускорить процесс переноса данных в десятки раз, а также свести к минимуму количество ошибок.

Еще один вариант использования RPA – для тестирования работоспособности системы перед тем, как передать ее пользователю. В данном случае использование технологии будет более оправдано. То есть записываются шаги, которые пользователи будут осуществлять в продуктивной системе по каждому из процессов. Затем в тестовой системе RPA воспроизводит шаги и записывает логи.