К концу года корпоративный инфраструктурный ландшафт будет отличаться от того, что мы видим в начале осени. Еще весной начался период активных переездов: с собственного железа – в виртуализированную среду, из глобального гиперскейлера – в российский сервис, и даже из частного облака – в публичное. Такие проекты занимают несколько месяцев, так что к началу 2023 года многие компании обнаружат себя счастливыми пользователями мультиоблачной инфраструктуры в новой конфигурации. Как показывает мировой опыт, в этот момент возникает вопрос эффективного управления разнородными ресурсами и оптимизации затрат. Для решения этих задач используются специальные инструменты, которые позволяют сэкономить миллионы рублей на лицензиях, вычислительных мощностях, оплате труда, а также упрощают и стандартизируют бизнес-процессы. Об изменениях на рынке облачных услуг Digital Report рассказал Дмитрий Морин, системный архитектор Cloudmaster (ГК Softline) и Алексей Вокуев, менеджер по продукту Clouder Cloudmaster (ГК Softline).

Сложности использования облачной инфраструктуры в России

Не секрет, что на рынке изначально существовало недоверие к российским облакам, которое преодолевалось волнами. Первая масштабная миграция случилась после блокировок РКН в 2019 году и недоступности в России ресурсов, размещенных на зарубежных серверах. Потом последовала пандемия и локдаун, которые в целом способствовали цифровизации, но российские провайдеры не были бенефициарами. Вторая волна началась весной-летом 2022 года.

В текущей ситуации можно выделить несколько особенностей, которые сделали возможным тот самый период активных переездов:

  • ограничение новых продаж на российском рынке глобальными гиперскейлерами заставляет пользователей выбирать российские публичные облака;
  • необходимость разделять мощности при наличии локального и глобального продуктов, часть переводить в зарубежное публичное облако, часть оставлять в российском;
  • невозможность обновить серверное оборудование в плановом режиме ограничивает возможности виртуализации. Закупка серверов по разрешенным каналам импорта может выйти дороже, чем раньше, поэтому даже компании, скептически относившиеся к идее использования внешних сервисов, арендуют мощности в публичных облаках;
  • необходимость соответствия в определенных сценариях нормативным актам, включая № 152-ФЗ, приказ ФСТЭК №21, требования стандартов ISO, ГОСТ, PCI DSS и другие, если это требуется клиентам, то проще закупить соответствующее облако;
  • риски окончания сроков действия лицензий на оркестраторы (SCVMM, vCenter) для гипервизоров Hyper-V и VMWare и непредсказуемости использования «пиратских» версий.

К настоящему моменту многие компании мигрировали в российские облака (Softline, VK cloud, Яндекс.Облако), причем одновременно используются различные решения, из-за чего компании столкнулись с целым рядом сложностей:

  • Системы по-разному работают и имеют разные интерфейсы. Увеличивается время на администрирование и на обучение.
  • Возникает проблема сетевой связности между облаками и отсутствия централизации. В разных облаках нет унификации и единых стандартов, отличается аутентификация, регулирование вопросов безопасности и т.п. Единственное, что объединяет всех провайдеров – наличие виртуализации, но она тоже отличается вплоть до того, что некоторые начинают писать свои гипервизоры.
  • Разнообразие ИТ-систем приводит к тому, что их сложно администрировать, контролировать, а также учитывать и прогнозировать расходы.

А есть ли мультиоблачность?

В публичном инфополе доступно много кейсов, связанных с управлением облачной инфраструктурой. Рассмотрим два из них. В первом случае компания с многолетней историей, занимающаяся производством алкогольной продукции, работает на глобальном рынке и имеет обширную инфраструктуру для выполнения бизнес-задач. Предприятие столкнулось с банальными вызовами: недостаток наглядности ИТ-инфраструктуры, непрозрачность затрат, проблемы с финансовым планированием, правовые риски. Как и многие, компания начала с on-premise решений, перешла на гибридное, потом на мультиоблачное. Сначала с управлением инфраструктурой справлялась своими силами, потом понадобился CMP-сервис (cloud management platform), следом MSP-решение (managed service provider), а в итоге более комплексный ITAM (IT Asset Management). Теперь за год компания экономит 400 тыс. долл. на обслуживание ресурсов, лицензии и другие статьи расходов. Причем это не самая крупная сумма среди мировых примеров – есть и миллионные экономии. Эта история хорошо иллюстрирует, что на всех стадиях построения инфраструктуры могут быть нужны разные инструменты. А также, что порядок нужно наводить постоянно, не получится сделать это один раз и успокоиться.

Второй кейс про российскую ИТ-компанию. В ней использовались разные ресурсы: классическое частное облако, публичное облако, решение для сервис-провайдеров. Автоматизация управления мультиоблачной инфраструктурой и оптимизации затрат позволили обнаружить избыточные хранилища и виртуальные машины, работающие впустую. Машины были остановлены, что моментально дало экономию.

В кейсах мы говорим про «мультиоблачное» решение, но у этого понятия нет четкого определения. В обширном ИТ-словаре Gartner нет термина мультиклауда, но есть в Википедии. То есть, это не строгое понятие, а обиходное. Автор из Вики называет типовым примером использование двух и более публичных облачных сервисов наряду с частным облаком. Но реальные кейсы показывают, что на практике все гораздо разнообразнее. Сегодня понятие многооблачности (мультиоблачности, мультиклауда) охватывает самые разные примеры, включая:

  • использование нескольких систем виртуализации, нескольких приватных (частных) систем;
  • микс из собственного железа, аппаратной виртуализации, частных и публичных облаков;
  • исключительно облачную инфраструктуру в компании, которая стартовала недавно и с самого начала вела свою деятельность онлайн.

Иными словами, под определение «мультиоблачность» подходят почти все используемые варианты ИТ-инфраструктуры. И переход к этой модели вызван стандартным желанием масштабировать инфраструктуру, получать больше ресурсов на короткий период пиковых нагрузок – распродажи, прогнозирование, просчет моделей машинного обучения. Драйвером перехода на облачные сервисы может быть финансовый блок, поскольку облачная инфраструктура переводит эти затраты из капитальных в операционные.

В пользу работы с несколькими облаками выступает удобство, которое может быть важнее мощности или даже цены. У разных провайдеров определенные сервисы могут быть реализованы удачнее, чем у других. Также сервисы отличаются по SLA, который зависит от того, где находится ЦОД облачного провайдера и для разных задач.

Инструменты решения задач

Решение проблем с мультиоблачной ИТ-инфраструктурой собственными силами затруднено, так как приходится использовать агрегаторы облаков, платформенные решения и отдельные модули. Они помогают компаниям управлять вычислительными мощностями и держать под контролем затраты на ИТ. В крупных компаниях есть ИТ-дивизион, который играет роль внутреннего сервис-провайдера и использует решение по управлению ИТ-активами.

Платформа для управления облаками (Cloud management platform) – это интегрированный продукт для управления публичными, приватными и гибридными облачными средами. В минимальном наборе инструментов должны присутствовать интерфейс для самообслуживания, через который сотрудники компании заказывают себе ресурсы, образы системы, отслеживание и биллинг, оптимизация рабочих процессов через политики. Еще одно определение посвящено MSP (managed service provider) – сервис постоянной поддержки провайдера и администрирования на стороне клиента.

Иными словами, CMP – это управление собственными ресурсами с помощью готовых инструментов, а MSP – обслуживание ресурсов другой компании. Для нас интереснее именно первое.

В зависимости от задач внедряются комплексные решения или отдельные модули, причем самые популярные – контроль затрат и платформа управления ресурсами с возможностью самообслуживания. Согласно отчету Flexera 2022 State of the Cloud Report, оптимизация затрат на существующие облака – лидирующая из приоритетных ИТ-задач для 59% компаний.

Если посмотреть на перечень инструментов, который предлагают облачные провайдеры и сторонние разработчики, то список достаточно широк. Видно, как некоторые компании попадали в ловушку качественного сервиса: решения кастомизировались под запросы разных клиентов, становились отдельными продуктами и сервисами, некоторые начали дублировать друг друга, отказаться было жалко, и всё это до сих пор предлагается как самостоятельные решения.

На сегодняшний день существует множество глобальных инструментов для администрирования мультиоблачной инфраструктуры, но их использование остается под вопросом, как и всего зарубежного ПО. Российских сервисов значительно меньше.

Использование решений по управлению облаками становится новым стандартом независимо от уровня развития ИТ в компании. Так как во многом это не инструмент ИТ, а средство для оптимизации одной из составляющих бизнеса, увеличивающее прибыль.