Возможно ли в России по указу чиновников отключить интернет? В Беларуси несколько дней после выборов президента отсутствовал доступ в интернет. Власти говорили о хакерских атаках, эксперты – о сознательной отключении сети. Оказалось, что можно на несколько дней лишить целую страну самого популярного инструмента для коммуникаций. Можно ли такое сделать в России?

Максим Ведерников, руководитель отдела по работе с интернет-платформами Департамента по связям с общественностью и СМИ в IT-компании SFERA.

В последнюю неделю внимание общества приковано к Белоруссии. Там люди отстаивая свои права и политические взгляды, сталкиваются с несоразмерной ответной реакцией. Жестокие действия силовых структур, равнодушие властей. Одним из инструментов воздействия на граждан стало отключение интернета. Оно началось утром 9 августа – в день выборов президента, и продлилось до 12 августа. В этот период связность упала в 5 раз, то есть проходило только 20% от стандартного объема трафика.

Видя эту ситуацию, россияне задаются вопросом: произойдет ли подобное отключение во время выборов в России? Подобные мысли возникают из-за схожести политических режимов и настроений общества. Персоналистические автократии, в которых выборы являются контролируемыми и носят номинальный характер. В устройстве многих государственных структур также наблюдаются сходства. И хотя в Белоруссии все гораздо строже, наша страна догоняет. Рост количества политзаключенных, угнетения свободной прессы, криминализация деяний, неугодных властям. Изучая репортажи об акциях протеста, становится ясно, что Белоруссия сегодня – это Россия через несколько лет.

Теоретически блокировка интернета в России возможна. Тем более, что начало уже положено. В 2019 году был прият закон о «суверенном интернете» и прошло первое тестирование оборудование. Технологии планируют применять те же, что используются в Белоруссии. Если наше правительство всерьез заинтересуется подобной схемой, то за 4 года можно отработать порядок действий. На практике же все несколько иначе. Даже в Белоруссии не смогли остановить весь трафик, несмотря на имеющиеся преимущества. Общее число провайдеров там – несколько десятков, в то время как у нас – несколько десятков тысяч. При этом владелец главного линка связи с зарубежными операторами – Белтелеком практически является монополистом, контролируя более 90% соединений. У Ростелекома власти гораздо меньше. Поэтому на данный момент сомнительно полное отключение интернета в России или даже снижение связности до уровня 20%, как произошло у соседей.

Внешняя реакция на внутреннюю блокировку всемирной паутины практически отсутствует. Законы страны не нарушаются, если интернет заранее сделали «суверенным». Существуют международные организации, контролирующих бесперебойную работу интернета и свободный доступ к нему, например, ООН и международный союз электросвязи. Но у них нет существенных рычагов влияния на правительства стран. Они могут выступить с заявлением, представить рекомендации. К тому же, в подобной ситуации будут происходить более значимые события, требующие реакции иностранных правительств и организаций.

Всемирная сеть стала важной частью современной жизни, но продержаться без связи можно долго. Продержаться сложно без еды и воды. А без интернета просто нарушится привычный ход событий. Передаваемые данные нельзя убрать точечно, отключать будут централизованно. Из-за такой «пакетной» блокировки пострадает возможность заказать еду или вызвать такси через приложение, перевести деньги, сделать покупку в онлайн-магазине, начнутся проблемы с оплатой по карте. Сфере бизнеса будет гораздо хуже. Многие контакты, сделки, отслеживание грузов, доступ к хранилищам информации – все станет недоступно. В настоящий момент специалисты оценивают потери бизнеса Белоруссии за три дня в 150 миллионов долларов. В России ущерб будет гораздо больше.

Помимо очевидного негативного влияния на бизнес и быт отключение интернета к тому же не является действенным инструментом политической борьбы. Фактически, это приглашение людей выйти на улицу. Устраняя возможности высказать мнение в сети, правительство должно быть готово, что недовольство перейдет в оффлайн. А фальсификации, преступления, жестокость все равно предадут огласке. Международная общественность все увидит и узнает. Журналисты, правозащитники и просто неравнодушные граждане в Белоруссии часами искали способы выложить фото и видео. А в России, как сказано выше доступа будет гораздо больше. Последствия блокировки для повседневной жизни и для бизнеса тоже не прибавят властям популярности.

Наблюдая за происходящим люди перенимают чужой опыт и учатся на ошибках. Зная о потенциальном развитии событий, россияне заранее изучат варианты действий. Обходы блокировок, специальные приложения, мессенджеры, работающие оффлайн. В Белоруссии в разных местах, подъездах, остановках, развешивали инструкции, как можно выйти в интернет. Вероятно, разработчики приложений тоже не останутся в стороне. В последние дни только у Telegram была действенная система, позволявшая приложению работать. К 2024 году и другие компании могут создать подобные технологии. Бизнес тоже может выстроить план действий: перенести важную информацию на физические носители, договориться с партнерами о возможном перерыве в работе.

Подготовка к худшему сценарию всегда дает варианты для маневра, если ситуация начнет развиваться чуть лучше. В настоящий момент готовится к выходу новый мессенджер ASAP от IT-проекта SFERA, в рамках которого разрабатываются два десятка связанных между собой приложений. Пока что ASAP не предназначен для работы без сети, зато он передает данные по принципу end-to-end, то есть непосредственно от пользователя к пользователю, не сохраняя переписку на серверах, что тоже является большим преимуществом. Разработчики SFERA создают инновационный продукт, отвечающий запросам пользователей. Скорее всего, последние события приведут к созданию обновлений, помогающих приложению работать в условиях блокировки интернета.