Михаил Смирнов, Augmented.City: «Вряд ли весь мир будет равномерно покрыт AR»

0

Дополненная реальность может стать самой прорывной технологией ближайшего будущего. Уже сейчас цифровой слой на реальном мире можно создать и рассмотреть с помощью обычного смартфона. Не за горами выход более технологичных Apple Glasses, которые еще больше расширят использование дополненной реальности. Можно ожидать, что появление удобного и массового устройства для AR станет толчком для развития всей индустрии дополненной реальности. Уже сейчас есть уникальные наработки, которые в буквальном смысле могут изменить облик цифрового мира. Один из таких проектов — Augmented.City, уже получил поддержку инвесторов и награды в различных конкурсах инноваций.  Технический директор этого проекта рассказал Digital Report о том, как будет развиваться AR и стоит ли ждать цифрового слоя для всего мира.

Насколько сильно AR зависит от мощности носимых устройств? Есть ли необходимость для этой технологии использовать большие вычислительные мощности?

AR состоит из нескольких технологических частей. Первая — это создание сцены, второе — размещение объектов на сцене, третье — позиционирование на сцене, поиск своего мобильного устройства, и четвертая часть — это вывод информации. Самая технологически сложная часть — это построение сцены. Есть проекты, которые располагают объекты по GPS-координатам. В этом случае никаких вычислений делать не нужно, достаточно использовать существующие карты. Если мы говорим про честное создание AR-сцены, то это самая вычислительно сложная задача. 

Ее сложно реализовать с помощью существующих библиотек от Google и Apple на больших расстояниях. Задачу позиционирования можно, как я говорил, решить с помощью GPS-координат. Но если мы для более точного позиционирования добавляем задачу распознавания сцены с помощью камеры и обработки изображения, то это дополнительная нагрузка. Мобильные устройства не способны выполнить эту задачу в реальном времени. Поэтому вычисления имеет смысл производить удаленно, в облаке. 

Вы верите в успех Apple Glasess?

Думаю, что значительная часть задач по обработке Apple Glasses информации будет перенесена на мобильный телефон. Не уверен, что очки смогут работать без привязки к смартфону. Все похожие решения, которые я встречал, работали в связке с мобильным устройством. Самой большой проблемой для очков дополненной реальности будет автономность работы. Либо очки придется сделать тяжелыми, встроив батарею большого объема, либо придется жертвовать автономностью работы в пользу удобства пользователя.

Так что очки будут работать очень недолго, считанные часы. Может повториться ситуация с первыми версиями умных часов от Apple, которые требовали очень частой подзарядки. Больше узких мест для такого устройства я не вижу. Процессоры, которые ставят в такие устройства уже сопоставимы с теми, что используются в десктопных моделях компьютеров. Я считаю, что самое главное в очках — чтобы пользователь видел полноценную AR картинку наложенную на реальную. Дополненная реальность должна распространяться на все поле зрения человека, а не выводится где-то в углу на небольшом экране. Комфортно, когда все что видит человек, будет закрываться AR-информацией. И еще есть один момент — управление очками. Сегодня существуют модели, которые управляются с телефона, с помощью сенсорной панели на самом устройстве или с помощью пульта.

Проблема с управлением есть?

Да, управление не интуитивное. Представьте, что у вас есть отличные очки, которые на все поле зрения показывают полезную информацию об объектах. И вам бы хотелось, по какому-то объекту получить больше информации. Как это сделать? Вытянуть руку и указать на объект? Вместо этого нужно на каком-то сенсорном экране телефона или пульта вести цифровой курсор. Причем для этого нужно будет стоять неподвижно, иначе информация будет смещаться. Поэтому можно сказать, что проблема эргономичного управления — не решена.

Ее не удастся решить в ближайшее время?

Решение есть — это распознавание жестов. Камеру на очках можно использовать для распознавания рук и пальцев. 

Камера должна иметь высокое разрешение, чтобы следить за руками?

Да, подобные решения уже существуют, например в устройствах для виртуальной реальности, когда камеры на шлеме отслеживают положение рук и пальцев. 

Какую информацию должны демонстрировать очки дополненной реальности?

Есть ролик — «экстрим AR» когда дополненная реальность охватывает практически весь город — от церкви, до магазинов. Правда, представить, что такое буйство дополненной информации может обработать современное мобильное устройство — сложно. Но сложность будет не в обработке, а скорее в передаче такого объема информации с устройства на очки. А если говорить про облачную обработку, то информация еще и быстро должна будет загружаться из сети. Не думаю, что рендеринг картинки будет производиться в облаке, с этим справится мобильное устройство. 

Сильно ли использование AR ограничено устройствами?

Сейчас ограничения ощущаются. Построение AR-мира является очень ресурсоемкой задачей, решить которую не получится только с применением мобильного устройства. Да, мы видим, как люди со смартфонами играют в AR-игры или ходят по квартире, наблюдая AR-объекты. Но это работает на маленьких расстояниях. Если мы снять что-то большое — начинаются проблемы. Нужно использовать специальные машины с оборудованием — панорамными камерами и LIDAR. Невозможно использовать мобильный телефон для создания больших сцен, мощности устройств пока этого не позволяют. 

Михаил Смирнов, Augmented.City: «Вряд ли весь мир будет равномерно покрыт AR-слоем»

Почему дополненная реальность используется в основном на мобильных устройствах? Ведь можно создавать устройства, например, для демонстрации AR в автомобилях, во время движения?

У Google есть такая наработка. Но американская корпорация подходит к решению задачи несколько с другой стороны — от собственных карт. Элементы AR появились в картах Google, можно отслеживать направление в зависимости от проложенного маршрута. 

Иными словами есть два вектора развития AR — позиционирование и получение дополнительной информации об объектах?

Причем эти два направления иногда смешиваются. Тот же Google не только показывает направление движения, но и информацию об объектах. Но тут важно не то, какая информация демонстрируется, а привязка к объектам, существование AR-мира. Google создает свой AR-мир на основе карт с панорамами. При этом проблема ориентирования в цифровом пространстве решена за счет алгоритмов навигации в картах. Когда человек идет по маршруту, Google достаточно точно показывает ему где он находится за счет наложения GPS-трека, который неточный и логических алгоритмов. В принципе, другие программные решения тоже могут решить проблему навигации за счет карт. Нужно построенное облако AR-сцены совместить с картой. 

Почему нет готовых AR-миров?

Причины две — трудоемкость съемки и непонятный механизм монетизации. 

Никто не спешит создавать AR-миры, даже крупные компании у которых есть на это свободные средства?

Возможно, крупные компании и заняты разработкой AR-миров. Но если это и происходит, то процесс явно не будет публичным. Ведь компаниям интересно вывести на рынок полноценную технологию, которая включала бы устройства и программное обеспечение. Я знаю несколько старатапов, которые это делают, в том числе наша компания Augmented.City, которая построила AR-мир в итальянском городе Бари. Но мы пошли по другому пути, который предполагает использование мобильных телефонов, без специального оборудования.

А насколько такая технология съемки может быть конкурентоспособной на рынке? Ведь есть съемка, которую делали на более точное и дорогое оборудование. 

Один из критериев конкурентоспособности — это стоимость апдейта. Если обратиться к тому же Google, то у них обновление сцен возможно только раз в шесть месяцев. У нас можно с помощью мобильного телефона доснять какую-то область, пометить это обновлением и карта обновится через несколько дней. В идеале, когда наш серверный парк станет лучше — этот процесс будет занимать несколько часов. Плюс для обновления не нужно использовать никакое дополнительное оборудование.

Подходят абсолютно все смартфоны или только те, которые работают с дополненной реальностью?

Наше приложение, которое уже доступно в цифровых магазинах Apple и Google использует AR-камеру для помощи при съемках. Поэтому, например, Apple нас искусственно ограничил iOS 13, поэтому все смартфоны старше Iphone 6 для съёмки уже не подходят. Сейчас мы думаем сделать облегченную версию приложения, которое не будет использовать AR-камеру. С другой стороны, скоро AR-камеры будут использоваться во всех моделях смартфонов, даже в самых дешевых.

Готова ли ваша инфраструктура к быстрому масштабированию? Удастся ли вам и справиться с потоком информации, если на пике популярности вашего приложения AR-сцены будут создаваться по всему миру?

Прямо сейчас мы к этому не готовы, но мы и не делали анонсов, которые позволяют нашему приложению стать очень популярным. Но нам не нужны никакие эксклюзивные технические условия для сбора и хранения информации. Существующих предложений облачных провайдеров нам будет вполне достаточно. Если вырастет спрос, мы просто расширим нашу инфраструктуру за счет их возможностей.

Какой объем данных будет соответствовать AR-слою всего мира?

Объем, конечно, колоссальный. Один небольшой город — это несколько гигабайт данных. Но тут нужно понимать плотность покрытия. Мы же не будем снимать Амазонку, океаны. Поэтому AR-слой будет присутствовать приоритетно в городах. Например, если взять в мире 20 тысяч крупных городов то получим объем в 200 Петабайт данных. Но этот объем сопоставим с хранилищами web-сервисов Amazon или Google Cloud. Эта цифра не выглядит запредельной. Нужно понимать, что мы не делаем плотные AR-облака, которые гораздо массивнее. 

Наши облака создаются только для позиционирования себя в них. На каждый кадр с мобильного телефона у нас не миллионы и сотни тысяч точек в облаке, а сотни, может тысяча. Но если мы перейдем к плотным облакам, то ситуация с количеством данных драматически ухудшится. 

Что должно стать драйвером использования AR?

Да, пока AR — это игры и приложения скорее для гиков. Драйвером станет возможность легкого доступа к информации, легкость ее поиска.

Михаил Смирнов, Augmented.City: «Вряд ли весь мир будет равномерно покрыт AR-слоем»

А какая информация может стимулировать людей искать ее с помощью AR, а не привычным способом в браузере?

Лично мне было бы комфортно получить информацию о музейных экспонатах. У меня не очень хорошее зрение и при этом аудиогиды не спасают ситуации. Поэтому информация в AR об экспонатах была бы выходом. Аналогичный подход можно использовать в городе. Один из кейсов, который мы прорабатывали, заключается в повышении уровня информированности туристов. С помощью AR можно найти ресторан, осмотреть какие-то достопримечательности не прибегая к картам или поиску в интернете с сопоставлением картинок. Точно так же, с AR можно легко найти на вокзале или в аэропорту кассу, нужный гейт или перрон. Основная задача, которую предстоит решить для популяризации AR — интуитивно-удобная подача информации. 

А как же сценарий выбора мебели или использования 3D-моделей в AR?

Это не мой сценарий. Я не поеду на место, чтобы в AR на фоне леса посмотреть, как будет выглядеть мой дом. Мне достаточно посмотреть все на сайте. Но вот если я проезжая мимо стройки я получу информацию о стоимости, размещении дома или увижу на каком этаже будет моя квартира и куда смотрят окна — это будет полезно. 

Вам достаточно мобильного устройства, как окошка в AR?

Я уже привык работать с AR-миром через мобильное устройство. Плюсы и минусы этого опыта мне известны и отторжения у меня нет. Конечно, если будут очки — это будет значительно лучше. Но если очки будут разряжаться каждые два часа, то это расстроит многих пользователей. 

Какие технологические прорывы в AR вы бы выделили? Идет ли технологическое развитие этого направления?

Развитие происходит и в первую очередь оно заметно в улучшении элементов питания. Во-вторых, идет ускорение сетей передачи данных, изменяется стандартная мощность вычислительных ресурсов и объем памяти устройств. 

Вы не допускаете появления отдельного класса AR-устройств? 

Нет, никто не рассматривает всерьез разработку и производство специализированных устройств. Все последние разработки чего-то специализированного «не взлетели». Посмотрите, из фотокамер еще как-то живут экшен-камеры, да и то, потому что они лучше защищены и имеют специальные крепежи. И основные потребители таких камер — мотоциклисты, которые крепят их на шлем и видеоблогеры. Всем остальным достаточно мобильного телефона. Он отлично заменяет фотоаппарат, плейер, видеокамеру и диктофон. Последний раз я использовал фотоаппарат лет восемь назад. 

Вы довольны техническим разнообразием AR-устройств, которые есть сегодня на рынке? В том числе качеством работы с AR тех же флагманских устройств от Apple и Google.

Не все хорошо. В мире Apple — все предсказуемо, но ограничено тем что это один производитель. И пока он что-то не сделает, ничего не появится. В мире Android все наоборот — огромное разнообразие, но все работают по-разному, со своими ошибками и особенностями реализации. 

От кого вы ждете большего прогресса, от Apple или Google?

Apple скорее всего сделает что-то хорошее с точки зрения удобства использования. Я жду прорыва и нового опыта по удобству владения вещью. Но будут суровые аппаратные ограничения, либо по времени работы на одном заряде, либо по экрану. У Google раньше появятся хорошие дисплеи и процессоры. Хотя с процессорами сейчас на рынке ситуация изменилась с переходом Apple на собственные чипы.  

Вы верите в технологию управления взглядом? 

Да, такая технология имеет перспективы. Но она достаточно дорогая, кроме этого для ее использования нужно получать специальные сертификаты. Это хороший конкурент технологии по управлению жестами, вопрос в надежности работы и точности. Представьте, вы дали человеку экран который охватывает все поле его зрения и содержит множество деталей, в том числе и мелких. С какой точность будет работать управление взглядом?

Вам эта технология нравится больше, чем управление жестами?

Нет, я пока не могу выбрать. Я в свое время делал технологию для жестов — очки с камерами направленными вперед для распознавания жестов. Поэтому я понимаю, чего можно ждать от управления жестами, но не представляю качества управления в AR взглядом. 

Что технически лучше — дополненная или виртуальная реальность? У какой технологии есть больше шансов закрепиться на массовом рынке?

Шансов больше у дополненной реальности, так как она предполагает для реализации меньше дополнительных средств. Виртуальная реальность — это все таки больше indoor, когда пользователь находится в виртуальном коконе. Это ближе к играм, обучению и симуляторам. У AR гораздо шире применение. Все что человек видит перед собой можно покрыть слоем дополненной реальности.

Может ли AR заменить VR? 

Нет, AR не дает такого эффекта присутствия, как виртуальная реальность. Когда нужно перенестись в другой мир с эффектом присутствия, то нужен VR. А дополненная реальность — это про добавление информации в существующее окружение. Технологии не конкурируют между собой, скорее дополняют друг друга. Но AR более употребим в реальной жизни, ведь он ее дополняет. А виртуальная реальность заменяет реальность, поэтому сложно представить ее широкое распространение и применение. 

Прогресс в какой технологии идет активнее?

Мне лично VR не нужен, и в моей специальности, в программировании, его сложно применить. Я знаю для чего виртуальная реальность водителям, пилотам, военным; или вот еще обучение производственным операцим. Больше я практического применения виртуальной реальности не вижу. Это если мы говорим про повседневную жизнь исключая игровую индустрию. 

А AR можно использовать за пределами музеев и улиц городов?

Конечно, самый простой вариант — на производстве для оценки состояния агрегатов и станков. Техник может получить оценку из кабинета или планшета, но AR позволяет получить более наглядный отчет. Еще одно применение — наглядная инструкция по включению какого-то устройства или сборке мебели. Возможен контроль сборки с демонстрацией образца сборки или указанием на ошибки. 

Полиция может использовать AR?

Дубайская полиция уже заказывала подобное решение. С помощью AR очков полицейские получали информацию о людях, которые попадали в их поле зрение. В этой области AR ещё будет активно развиваться. Первые прототипы уже есть, но они все упираются в проблему небольшого времени работы очков. Если говорить про использование такого подхода на массовом рынке, то с помощью AR можно будет получить новый опыт работы с социальными сетями. Вряд ли получится накладывать на реальных людей выдержки из их профиля на Facebook, но технология это уже позволяет реализовать в той или иной мере. Вопрос только в сохранении приватности. 

Digital Report
Share.

About Author

Digital-Report.ru — информационно-аналитический портал, который отслеживает изменения цифровой экономики. Мы описываем все технологические тренды, делаем обзоры устройств и технологических событий, которые влияют на жизнь людей.

Comments are closed.