Сегодня перед российскими организациями и ИТ-руководителями стоят непростые задачи:

  1. Обеспечение требуемого уровня отказоустойчивости ИТ-сервисов и непрерывности работы компании с регламентированным SLA и уровнем доступности.
  2. Оптимизация и снижение затрат на обслуживание и развитие ИТ-сервисов.
  3. Получение необходимых ресурсов и сервисов в заданные сроки при практически непрерывной модернизации и внедрении инноваций.
  4. Снижение удельного количества инцидентов и отказов при непрерывно растущем общем объеме запросов на поддержку, обслуживание и модернизацию. Также потребность в непрерывном повышении квалификации ИТ-специалистов, так, постоянно растет количество обслуживаемых рабочих мест на одного системного администратора.
  5. Внедрение доступных решений и миграция на доступные сервисы и ПО.

Решить сразу несколько вышеупомянутых задач помогают облачные сервисы. Наилучший результат получается при комбинации публичного и частного облака. При этом в соответствующее облако переносится определенная часть инфраструктуры и сервисов. Например, тяжелые базы данных размещаются на аппаратной платформе, непосредственно на «железе», а терминальные серверы или фермы – в эластичном и недорогом публичном облаке.

Миграция данных неизбежна, поскольку предприятия и приложения все быстрее перерастают существующую инфраструктуру, и компаниям необходимо увеличить емкости и/или представлять новые функции и услуги. ИТ-менеджеры рассматривают и оценивают варианты от размещения или аренды оборудования до перехода от частного облака к другим облачным решениям, консолидации систем обработки данных и даже перехода к частному облаку локальной установки. В любом случае крайне важно, чтобы был реализован надежный план, чтобы миграция прошла гладко.

Столкнувшись с задачей выбора провайдера, ИТ-департамент вынужден проводить основательный анализ собственной инфраструктуры и возможностей нескольких поставщиков облачных услуг. Обычно требуется оценка большого количества различных предложений. Для этого необходимы экспертные знания рынка, а качественный анализ отнимает много времени. Разработка универсальной, независимой от провайдера, стратегии по переходу в облако поможет определить оптимальные для компании решения в контексте сложностей текущей ситуации, а также и минимизировать риски.

Аудит состояния и текущей производительности – отличное начало процесса принятия решений. Он поможет выявить любые узкие места в инфраструктуре и областях, требующих улучшения. Затем на основе этих выводов принимается решение о критериях для модернизации и миграции. Далее рекомендуется следовать алгоритму, представленному ниже.

  1. Создайте план

Хороший план увеличивает шансы на успех в любой деятельности. Планирование — это то, с чего начинается миграция. Принятие решения о типе миграции и определении задач процесса имеет первостепенное значение.

Организация должна начать с назначения руководителя и формирования проектной группы для управления миграцией. Команда должна состоять из технического персонала, хорошо знакомого с текущим состоянием ИТ-инфраструктуры, бизнес-процессов и целевого центра обработки данных, что позволит максимально точно спланировать миграцию.

Рекомендуется нанять квалифицированных консультантов, которые могут гарантировать, что миграция пройдет гладко. Стоимость найма таких экспертов может быть незначительной по сравнению с затратами и временем простоя в случае неудачной миграции.

  1. Оцените варианты назначения

Далее надо определить варианты целевого ЦОДа и оценить их пригодность. Необходимо убедиться, что потенциальный провайдер и центр обработки данных соответствуют требованиям безопасности и нормативным актам регулирующих органов.

После определения группы соответствующих провайдеров и ЦОД, необходимо оценить каждый из них с точки зрения спецификаций и ресурсов. В этой оценке важно учитывать используемое оборудование провайдера, возможности подключения, резервное электропитание и сетевые возможности, меры аварийного восстановления и физическую безопасность.

Рекомендуется посетить центр обработки данных, чтобы убедиться, что он соответствует заявленному предложению. Важно также проверить совместимость платформы и приложений, производительность и задержки в сети, чтобы не было «сюрпризов» после переноса рабочих нагрузок организации в новый ЦОД.

  1. Определите объем, время и стоимость

Миграция программного обеспечения зачастую более проста, чем миграция оборудования и другой инфраструктуры. Каждой организации необходимо будет оценить возможные варианты сервисов провайдера: размещение собственного оборудования (colocation), аренды оборудования у провайдера (dedicated) и услуги публичного и частного облаков (public & private cloud services), затем определить наиболее подходящее решение для своего варианта использования, бюджета и требований.

После необходимо создать план миграции с подробной структурой распределения работ и назначить задачи ответственному персоналу. Даже одна пропущенная задача может вызвать цепной эффект, который приведет к сбою всего процесса миграции. Важно определить оценки и метрики, зависимости и риски, связанные с каждой задачей.

Далее команде необходимо сформировать бюджет для плана проекта, определив стоимость, связанную с каждой задачей и каждым задействованным человеческим ресурсом. Подробный бюджет также предоставит организации четкое представление о затратах на миграцию.

  1. Определите требования к ресурсам

Рекомендуется оценить и определить краткосрочные и долгосрочные потребности компании в ресурсах и детально рассмотреть выбранное решение, проанализировать варианты использования. Также спрогнозировать, какие и с какой частотой ожидаются всплески ресурсоемких рабочих нагрузок.

В зависимости от масштабируемости проектируемой платформы расширение инфраструктуры среды может быть как чрезвычайно сложным, так и достаточно легким. Например, увеличение и уменьшение масштаба в модели аренды оборудования (dedicated) проще, чем в модели размещения собственного оборудования (colocation). Чем более масштабируема платформа, тем легче ее адаптировать к изменяющимся рабочим нагрузкам.

  1. Создайте чек-лист миграции ИС (информационных систем)

Чек-лист миграции ИС включает все критические аспекты миграции. Четкое следование алгоритму поможет выполнить все задачи и провести успешную миграцию. Чек-лист должен содержать список задач вместе с информацией об ответственных за их решение специалистах, контролирующих менеджерах, критериях успеха и действиях по смягчению последствий.

Чек-лист миграции ИС также должен содержать контрольный список тестов после миграции для оценки ее успешности. Ответственность за его выполнение и обеспечение достижения метрик успешной миграции ИС могут быть возложены на руководителя проекта.

  1. Планирование переноса данных и приложений

Перенос данных и приложений в предлагаемый центр обработки данных является жизненно важной частью процесса. Предварительно приложениям может потребоваться рефакторинг, поэтому такие миграции могут быть достаточно сложными. Необходимо создать подробный план тестирования, чтобы убедиться, что рефакторинг приложения работает должным образом.

Крайне важно запланировать более одного метода переноса существующих данных в ЦОД. Потенциальные варианты включают резервное копирование, передачу данных по сети и возможность миграции с помощью переносных носителей. Если для больших объемов данных потребуется передача по сети, очень важно обеспечить необходимую полосу пропускания и стабильность сети.

Хорошей практикой является миграция в облако путем постепенного переноса рабочих нагрузок приложений, например, с использованием технологий контейнеризации. Такие миграции минимизируют время простоя. Однако они должны быть детально спланированы и выполняться опытной DevOps-командой.

  1. Планирование миграции оборудования

Миграция ИТ-инфраструктуры и сервисов, которая включает размещение собственного оборудования в ЦОД провайдера, требует масштабного перемещения оборудования и включает миграцию физических серверов, инфраструктуры хранения и сети.

В этом варианте миграции первой задачей должна быть инвентаризация существующего оборудования. Полученный по результатам инвентаризации отчет необходимо использовать для учета и планирования миграции ИТ-инфраструктуры. Если потребуется транспортировка чувствительного и хрупкого оборудования, рекомендуется нанять опытного субподрядчика, который умеет надежно демонтировать, транспортировать и безопасно переустановить оборудование, поскольку оно чувствительно к электростатическим разрядам и другим условиям окружающей среды, таким как температура, магнитные поля и удары.

  1. Подтвердите целевой ЦОД и провайдера

Предлагаемый провайдер и ЦОД может обещать универсальное оборудование на словах. Однако при развертывании приложений и баз данных даже незначительное несоответствие может оказаться фатальным. Предварительная оценка предлагаемой инфраструктуры обеспечивает успешное функционирование после миграции.

Важно обратить внимание на дополнительные потребности, которые могут повлиять на первоначальную стоимость и последующие регулярные расходы. Крайне важно определить их заранее и учитывать при выборе провайдера и ЦОД. Предоставление аппаратных и сетевых ресурсов, среди прочего, может занять значительное время. Необходимо учесть эти сроки в плане проекта.

Также важно обратить внимание на рекомендации целевого провайдера, поскольку он более осведомлен о своих возможностях, к тому же даст ценные рекомендации, основанные на опыте предыдущих миграций.

  1. Предпроизводственные испытания (пилотный проект)

Необходимо провести предварительные испытания, чтобы убедиться в совместимости и пригодности инфраструктуры провайдера. Это поможет выявить любые проблемы до перемещения отдельной единицы оборудования.

Чек-лист миграции информационных систем (пункт пять) можно использовать для проверок перед процессом и после него, чтобы определить факторы потенциальных неудач. Предварительное тестирование и пилотирование сервисов поможет устранить риски, связанные с процессом миграции, возникшие из-за допущений, а также поможет удостовериться в том, что данные и приложения будут перенесены в соответствии с запланированным процессом. Предварительные планы основаны на предположениях и могут не сработать по многим причинам, например, нестабильность сети и несоответствия в инфраструктуре провайдера.

  1. Тестирование после миграции и приёмо-сдаточные испытания (ПСИ)

Тестирование после миграции и приёмо-сдаточные испытания обеспечат успешное завершение всех этапов миграции. Во время последнего пункта необходимо оценить все аспекты перемещения ИТ-инфраструктуры, полноценную работу оборудования, сети, приложений, а также целостность и согласованность данных.

Необходимо выполнить функциональное тестирование, тестирование производительности и другие виды тестов в зависимости от типа рабочей нагрузки. Если производился рефакторинг приложений также необходимо запланировать дополнительное тестирование и период опытной эксплуатации.

Стоит помнить, что каждая миграция уникальна и требует тщательного планирования и контроля. Вышеупомянутые рекомендации – шаблон для создания индивидуального плана действий под конкретные потребности организации, так как не бывает двух одинаковых миграций.

Особое внимание следует уделить разработке плана миграции крупных ИТ-инфраструктур и информационных систем. В этом случае разработка стратегии по переходу в облако является важнейшей задачей, без которой успех проекта будет находиться под большими рисками. Разработку стратегии рекомендуется поручить самым опытным экспертам и профильным специалистам, имеющим необходимые компетенции и подтверждённый успешный опыт сложных миграций. В рамках стратегии должны быть определены инициативы, рекомендованы решения на базе разработанных финансовых моделей, сформированы необходимые требования для миграции, использованию локальной инфраструктуры или гибридного сценария, основанные на предпочтениях компании и её бизнес-задачах.

В план работ рекомендуется включить следующие задачи:

  • Обследование текущей инфраструктуры, информационных систем и бизнес-задач;
  • Разработка концепции перевода ИТ-инфраструктуры в облако;
  • Формирование дорожной карты по реализации инициатив;
  • Формирование финансовых моделей сравнения различных сценариев развития инфраструктуры;
  • Разработка ТЭО и рекомендаций для реализации выбранного решения.

Разработка стратегии по миграции в облако также поможет более четко определить оптимальные решения в соответствии с существующим реалиями и максимально минимизировать риски миграции.

Преимущества облачной миграции:

  1. Оптимизация затрат. В общедоступном облаке не нужно беспокоиться о капитальных затратах и ​​условиях поддержания работоспособности физических серверов. Провайдер предоставляет гарантированные SLA услуги по модели на основе подписки, что критически сокращает капитальные затраты для конечного пользователя.
  2. Гибкость и масштабируемость. Облачные сервисы автоматически масштабируют ресурсы в соответствии с меняющимся спросом и позволяют командам совместно работать над обновлениями приложений или проблемами из любого места. Такой уровень непрерывности дает организациям ощутимое конкурентное преимущество.
  3. Безопасность. Облако предлагает лучшие и более продвинутые параметры безопасности для хранения конфиденциальных данных и приложений. Большинство облачных провайдеров защищает сведения пользователей от нежелательного трафика, регулярно обновляя сервисы безопасности, освобождая пользователей от необходимости организации сложной инфраструктуры защиты и предоставляя клиентам свободу заботиться о том, что важно для бизнес-процессов компании.
  4. Автоматизация. Выполнение ручных операций сопряжено с высоким риском ошибок и отнимает много времени. Если используется облачная инфраструктура, в большинстве случаев клиенты могут самостоятельно автоматизировать критически важные действия, например, развертывание, обновление безопасности и конфигурации. Автоматизация обеспечивает экономию ресурсов, а также снижает риски. Команды также становятся более продуктивными, потому что им не нужно тратить усилия на повторяющиеся задачи.
  5. Управление и мониторинг. Используя инструменты управления облачных провайдеров, организации могут контролировать облачные ресурсы и локальные центры обработки данных с «одного экрана».
  6. Резервное копирование и аварийное восстановление. В облаке внедрение решений для резервного копирования и восстановления занимает меньше времени и требует меньше затрат на оборудование, ПО и времени на его настройку.